Слово раввина

«Его благотворительность пребывает вовек»

Берл Лазар 28 июня 2023
Поделиться

Недавно у меня состоялся интересный разговор с бизнесменом, который пожертвовал деньги на строительство синагоги. Слава Б-гу, мы продолжаем строить несмотря ни на что, каждый год открываем новые синагоги, общинные центры, школы… За годы коммунистического правления столько всего было разрушено — все это надо восстановить! Этот наш спонсор спрашивал, как лучше осуществить пожертвование: анонимно или гласно? Точнее, вопрос был сформулирован так: мы знаем, что лучше жертвовать анонимно, чтобы не хвастаться, тогда почему в наших зданиях висят благодарственные таблички с именами спонсоров? Далеко ходить не надо: посещая МЕОЦ, у самого входа в молельный зал видишь имена людей, которые помогли и по-
могают общине. Посмотрят на это бедные люди, пришедшие молиться, и у них может возникнуть чувство раздражения: святое место, а используется для рекламы!..

Вопрос не из самых простых. Действительно, наша традиция поощряет матан бе-сетер, тайную благотворительность. У Рамбама прямо сказано, что высший уровень благотворительности — это цдака анонимная, когда благотворитель не знает, кому помогли его деньги, а получатель не
знает, кто именно ему помог. В этом случае у жертвователя нет опасности загордиться, а получатель не почувствует себя униженным. Но тогда зачем мы помещаем на видном месте имена спонсоров, благодаря которым строятся наши здания? Зачем публикуем имена тех, кто пожертвовал свиток Торы в синагогу или дал денег на издание нового молитвенника?

Вот что говорит известный религиозный законодатель Рашбам: «Заповедано нам обнародовать имена тех, кто выполняет заповедь», — в том числе и заповедь цдаки. Тора рассказывает о благих делах наших праотцев. Зачем? Ответ очевиден: чтобы дать людям урок, побудить их совершать
благие дела. Когда мы узнаём, что некто совершил доброе дело и получил за это от людей славу и почет, это и нас подталкивает к добрым делам.

Вспомним историю о том, как братья задумали убить Йосефа, и только один из них, Реувен, настоял, чтобы младшему брату оставили жизнь. Мидраш говорит: «Если бы Реувен знал, что об этом будет написано в Торе, он не просто воспрепятствовал бы кровопролитию — он сам вытащил бы Йосефа из ямы и на руках принес бы отцу». Не потому, что Реувену нужна была слава, а чтобы другие люди, прочитав эту историю, увидели в ней пример для подражания.

Возвращаясь к вопросу о благотворительности, можем сделать вывод, что анонимность спонсора лучше, когда речь идет о прямой помощи нуждающимся. Но когда цдака идет на вещи, полезные для многих, желательна публикация. В Талмуде мы видим немало упоминаний о том, что человек жертвует на святой предмет, и на этом предмете пишут его имя. Люди узнают о благотворителе, и это рождает у них желание тоже совершить цдаку. И будет, как сказано в Теилим: «Обилие и богатство в доме его, и цдака его пребывает вовек» (112:3).

Возможно, кто-то заметит: богатым легко, а что делать тому, у кого денег и без того немного? Конечно, цдака должна быть пропорциональна состоянию. Тора учит, что каждый
должен отдать на нее маасер — десятую часть своих доходов. Профинансировать строительство синагоги могут немногие.

Но можно, например, купить молитвенник и отдать в синагогу: это стоит недорого, а польза большая. Талмуд объясняет, что именно это имел в виду царь Давид в приведенном выше пасуке Теилим: это о тех, «кто купит книги и отдает другим, чтобы они читали». То есть заслуга того, кто пожертвовал молитвенник, Тору или еще какую-то книгу для чтения в синагоге и тем самым дал другому еврею возможность общаться с Б-гом — это «цдака, что пребывает вовек».

Не забывайте, что во всем надо соблюдать меру. Известна история из времен второго Ребе, который настаивал, чтобы все хасиды после беседы, прошедшей у него, рассказывали родным и друзьям все, что услышали. Один хасид выказал озабоченность: «Я делаю, как вы велели, люди меня хвалят, это у меня провоцирует гордыню. Может быть, лучше не рассказывать?» Ответ Мителер Ребе был таким: «Пусть даже ты сделаешься горьким, как лук: все равно надо повторять слова хасидута». И вот объяснение нашего Ребе: «Почему сказано “сделаешься, как лук”? Если добавлять лук в пищу без меры, еда станет несъедобной, но если его добавить столько, сколько нужно, еда станет вкуснее. То есть во всем нужна мера».

Такой же принцип я предлагаю использовать в делах благотворительности. Лучше всего часть жертвовать анонимно на помощь нуждающимся — это поощряет скромность дарителя, а часть вносить на общее дело, которым могут пользоваться все евреи, чтобы подняться ближе к Б-гу. И эта последняя цдака вполне заслуживает публичности, потому что люди не просто благодарны дарителю, но берут с него пример и сами настраиваются на то, чтобы совершать цдаку в меру своих возможностей.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Возможности ученика и долг учителя

Однажды Любавичский Ребе получил письмо от студента ешивы, собиравшегося бросить учебу из‑за плохой памяти. В ответном письме Ребе объяснил: Б‑гу процесс учебы важен даже больше, чем результат: если человеку не дано хорошей памяти, Б‑г оценит его старания выше, чем успехи того, которому учеба дается легко. Тебе трудно — повторяй через силу, тогда все получится и ты изменишь «худшую долю». В результате студент все‑таки окончил ешиву, причем настолько привык работать с полной отдачей, что стал известным знатоком Торы и учителем Закона.

Возблагодарим учителей

Однажды Бааль‑Шем‑Тов увидел ребенка, который во время молитвы перечислял буквы алфавита. «Что ты делаешь?» — поинтересовался цадик. «Я еще мал и не знаю молитв, — ответил мальчик, — поэтому говорю Б‑гу буквы: Он мудр, Он расставит эти буквы в правильном порядке». Хасиды встретили такие наивные слова громким смехом, но Бешт их осадил: «Не смейтесь! Это пример искреннего служения и хороший урок для всех нас».

«Учи сына твоего», чтобы он стал настоящим евреем

Учить Торе — это давать знания, учить заповедям — вырабатывать манеру поведения: привычку носить кипу для мальчика, привычку зажигать субботние свечи для девочки... Если при изучении Торы у ребенка активно работает разум, он учится понимать, то привычка соблюдать заповеди приходит постепенно, с каждодневной практикой. На этот счет есть поучение из Талмуда: «Взрослые должны обучать детей всему, что они сами соблюдают, а дети воспринимают по их возможности».