«Евреи в космосе»: новый документальный фильм рассказывает, как иудаизм выходит за пределы Земли
Новый фильм «Скрипач на Луне: иудаизм в космосе» (Fiddler on the Moon: Judaism in Space) исследует, как еврейские астронавты, включая Илана Рамона, адаптировали законы Галахи к жизни на орбите, где сутки длятся всего 91 минуту, а солнце «всходит и заходит» шестнадцать раз в день.
Фильм режиссёров Сета Крамера и Дэниела А. Миллера сочетает архивные кадры и интервью с учёными, раввинами и астронавтами, рассказывая о полувековых попытках переосмыслить иудаизм в условиях, для которых он изначально не был создан. «Иудаизм — религия, основанная на земном времени, — говорит Крамер. — Что происходит, когда человек покидает Землю, и его представление о времени полностью исчезает?»
Один из центральных эпизодов посвящён первому израильскому астронавту Илану Рамону, члену экипажа шаттла Columbia, погибшему в 2003 году. Перед полётом он консультировался с раввином Цви Кониковым из Флориды, чтобы выяснить, как соблюдать Шаббат на орбите, где каждые полтора часа наступает новый «день». Рамон решил следовать времени Хьюстона — Центра управления полётами NASA.
Он взял с собой кошерную еду, мезузу, небольшой свиток Торы и сделал кидуш с виноградным соком, налитым в пакет — ведь пить из чаши в невесомости невозможно. «Этот кидуш, совершённый из пакета, стал, возможно, самым публичным актом соблюдения Шаббата в истории», — отмечает Миллер.
Картина напоминает и о более ранних раввинских спорах — например, во время Второй мировой войны, когда раввины обсуждали, как солдатам-евреям на Северном полюсе определить начало и конец Шаббата, если солнце не заходит неделями. Тогда было решено ориентироваться на время ближайшего населённого пункта — Анкориджа, где сохраняется суточный цикл.
Фильм показывает, что интерес к теме возник ещё в 1969 году, после первой высадки на Луну. Тогда многие раввины задались вопросом, как соотнести это событие с фразой из Псалма 115: «Небеса — небес Господа, а землю Он отдал сынам человеческим». Ответ, как рассказывает фильм, дал Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон. Он заявил, что стремление человека исследовать космос не противоречит воле Творца: наоборот, «научное познание лишь приближает человека к пониманию Божественного замысла».
Астрофизик Нил Деграсс Тайсон, участвующий в фильме, шутит, что, учитывая количество течений в иудаизме, появление «евреев с Марса» вполне логично. Но за этой иронией скрывается серьёзный вопрос: как вера будет существовать, если человечество покинет Землю?
Крамер отмечает: «Евреи привыкли размышлять о прошлом — это часть нашей традиции. Но этот фильм предлагает задуматься о будущем — о том, каким станет иудаизм, когда человек окажется в совершенно иной вселенной».
Миллер добавляет: «Мы живём в эпоху, когда многие противопоставляют религию и науку. А раввины вроде Ребе Шнеерсона показывают, что наука не разрушает веру, а укрепляет её. Она помогает нам лучше понять чудо сотворения мира».
«Скрипач на Луне» уже получил ряд наград на международных фестивалях и номинирован на Critics Choice Documentary Award как лучший короткометражный документальный фильм.
