Двар Тора. Ницавим: Будет ли Новая Тора?
Будет ли с приходом Машиаха дана новая Тора? Каким образом изменится в будущем еврейский закон? И зачем понадобятся новые города-убежища? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Ницавим.
Добро пожаловать в сегодняшний выпуск, посвященный одному из самых глубоких и захватывающих парадоксов Торы: если Тора вечна и «не на небесах», то что означает пророчество о «новой Торе», которая будет дана в будущем через Машиаха?
Урок, который вы сейчас услышите, основан на беседе Любавичского Ребе, произнесенной во второй день Шавуот 5751 года (1991). В этой беседе Ребе рассматривает в деталях кажущееся противоречие между словами Рамбама о неизменности Торы и пророчествами, говорящими о «новой Торе», которая откроется в конце дней. Мы увидим, как все, что когда-либо будет открыто, на самом деле уже содержится в Торе, данной Моше на Синае, и как Машиах раскроет это скрытое измерение.
Как всегда, мы будем следовать строго по текстам: Тора, Мидраш, Талмуд, Рамбам и хасидская традиция. Все цитаты вы услышите сначала в огласованном оригинале, с точным указанием источника, а затем — в проверенном переводе и объяснении.
Приглашаю вас в мир, где вечность и новизна не противоречат друг другу, а взаимно раскрывают глубину Божественного Слова.
В главе Ницавим сказано:
לֹא בַשָּׁמַיִם הִוא לֵאמֹר מִי יַעֲלֶה־לָּנוּ הַשָּׁמַיְמָה וְיִקָּחֶהָ לָּנוּ וְיַשְׁמִעֵנוּ אֹתָהּ וְנַעֲשֶׂנָּה
(דברים ל׳, י״ב)
«Она не на небесах, чтобы кто-то сказал: “Кто взойдет за нас на небо, возьмет ее и даст нам услышать ее, и мы будем исполнять?”»
Раши объясняет:
אלּוּ הָיְתָה בַשָּׁמַיִם הָיִיתָ צָרִיךְ לַעֲלוֹת אַחֲרֶיהָ וּלְלַמֵּדָהּ
(רש”י על דברים ל׳, י״ב)
«Даже если бы она была на небесах, тебе бы следовало подняться за ней и выучить ее».
Рамбам пишет:
בָּרוּר הוּא וְגָלוּי בַּתּוֹרָה שֶׁהִיא מִצְוָה נֶצַחִית לְעֵולָם וָעֶד, וְאֵין לִשְׁנֹות אוֹתָהּ… וְנֶאֱמַר לֹא בַשָּׁמַיִם הִוא — מִכָּאן שֶׁאֵין נָבִיא רַשַּׁאי לְחַדֵּשׁ דָּבָר מֵעַתָּה
(רמב”ם, הלכות יסודי התורה ט׳:א׳)
«Ясно и открыто сказано в Торе, что она вечная заповедь, на веки вечные, и нельзя ее изменять… И сказано: “Она не на небесах” — отсюда мы учим, что пророку не позволено вводить ничего нового в Тору».
Но будет ли дана новая Тора в будущем? В комментарии Раши к Шир ха-Ширим мы читаем:
יֵשׁ לָנוּ הַבְטָחָה מִן הַמָּקוֹם שֶׁעָתִיד לְהוֹפִיעַ לְפָנֵינוּ וּלְגַלּוֹת טַעֲמֵי תּוֹרָה הַנֶּעֱלָמִים וּסְתָרֵי מְסוֹרוֹת
(רש”י על שיר השירים א׳:ב׳)
«У нас есть обещание от Всевышнего, что Он снова явится перед нами и откроет скрытые смыслы Торы и тайны Предания».
В мидраше Ваикра Раба сказано:
אָמַר ר׳ אָבִין בַּר כַּהֲנָא: תֵּצֵא תּוֹרָה חֲדָשָׁה מִמֶּנִּי
(ויקרא רבה י״ג:ג׳)
«Сказал рабби Авин бар Кагана: “Выйдет новая Тора — от Меня выйдет”».
Ялькут Шимони говорит:
עָתִיד הַקָּדוֹשׁ בָּרוּךְ הוּא לֵישֵׁב וְלוֹמַר תּוֹרָה חֲדָשָׁה מִפִּי מָשִׁיחַ
(ילקוט שמעוני ישעיהו רמז תצ”ט)
«В будущем Святой, благословен Он, воссядет и изложит новую Тору — из уст Машиаха».
Рамбам также подчеркивает:
יְהִיֶּה חָכָם יֹתֵר מִשְּׁלֹמֹה וְנָבִיא גָּדוֹל קָרוֹב לְמשֶׁה רַבֵּנוּ… וְיוֹרֶה אֶת הָעָם כֻּלּוֹ
(רמב”ם, הלכות תשובה ט׳:ב׳)
«Он (Машиах) будет мудрее Шломо и великим пророком, близким к Моше… и будет учить весь народ».
Но как это возможно, если сам Рамбам учит, что пророку нельзя вносить ничего нового? Ответ находится в словах Талмуда:
כָּל מַה שֶּׁתַּלְמִיד וָתִיק עָתִיד לְחַדֵּשׁ — נֶאֱמַר לְמשֶׁה מִסִּינַי
(מגילה י״ט:ב׳)
«Все, что ученик способен открыть, уже было сказано Моше на Синае».
Как пишет Алтер Ребе:
נִתְּנוּ לְמשֶׁה כְּלָלִים שֶׁעַל יְדֵיהֶם אֶפְשָׁר לְחַדֵּשׁ — הֵם עַצְמָם חֵלֶק מִן הַתּוֹרָה
(הלכות תלמוד תורה ע”פ שמות רבה מ”א:ו׳)
«Моше были даны правила, с помощью которых можно вводить новшества — эти правила и сами являются частью Торы».
Поэтому, когда ученик открывает что-то новое, это не добавление к Торе, а раскрытие скрытого.
Приведем известный отрывок Талмуда:
שָׁלוֹשׁ שָׁנִים נֶחְלְקוּ בֵּית שַׁמַּאי וּבֵית הִלֵּל, הַלָּלוּ אוֹמְרִים הֲלָכָה כָּמוֹתֵנוּ וְהַלָּלוּ אוֹמְרִים הֲלָכָה כָּמוֹתֵנוּ. יָצְאָה בַּת קוֹל וְאָמְרָה: אֵלּוּ וָאֵלּוּ דִּבְרֵי אֱלֹקִים חַיִּים הֵם, וְהֲלָכָה כְּבֵית הִלֵּל.
(עירובין י”ג ע”ב)
«Три года спорили Бейт-Шамай и Бейт-Гилель: одни говорили, что закон по ним, другие — что по ним. Вышел голос с небес и сказал: и те и другие — слова Бога Живого, но закон — по Бейт-Гилель».
Этот голос с неба — «бат коль» — выносит решение. Но как это возможно? Ведь сказано:
לֹא בַשָּׁמַיִם הִוא
(דברים ל׳:י״ב)
— «Она (Тора) не на небесах». Как учит Талмуд, с момента дарования Торы на Синае решение принимается не голосом с неба, а большинством мудрецов:
אַחֲרֵי רַבִּים לְהַטּוֹת
(שמות כ”ג:ב׳)
— «Следуй за большинством»
И потому гмара в Бава Меция (נ״ט ע״ב) утверждает:
אֵין מַשְׁגִּיחִין בְּבַת קוֹל — «Мы не слушаем бат коль»
Так как же быть здесь? Ответ: бат коль здесь не спорит с Торой. Она просто подтверждает то, что уже следовало бы решить по правилу — закон по большинству, а большинство было за Бейт-Гилель. Просто у Бейт-Шамай был более острый ум, и это сбивало. Но бат коль лишь уточнила — не вмешиваясь в принципы.
Но вот что удивительно: сказано в ряде источников — включая Зоар и Песикту — что в будущем будет наоборот:
לְעָתִיד לָבוֹא הֲלָכָה כְּבֵית שַׁמַּאי — «В будущем закон будет по Бейт-Шамай»
Как такое возможно? Если сегодня закон установлен по большинству, и Тора не на небесах — как он может измениться?
Ответ: в будущем большинство мудрецов будет мыслящим как Бейт-Шамай.
Как сказано в трактате Эрувин:
ב”ש מְחַדְּדֵי טְפֵי — «Бейт-Шамай были более остры в анализе»
И хотя сегодня это меньшинство, в будущем большинство достигнет их интеллектуальной высоты. Поэтому закон изменится — не потому, что Тора изменилась, а потому что изменилось большинство. Новый Сангeдрин примет решение — и оно будет законом.
Таким образом, это не отмена, а переоценка в рамках тех же принципов Торы: «следуй за большинством». Только теперь — большинство мыслит как Бейт-Шамай.
Теперь перейдем ко второму сюжету. Есть известный мидраш о конце времен:
הַשּׁוֹר שֶׁל בַּר יַתְקֹר בְּקַרְנָיו אֶת הַלִּוְיָתָן, וְהַלִּוְיָתָן יִשְׁחֹט אֶת הַשּׁוֹר בְּסְנַפִּירָיו
(ויקרא רבה י״ג:ג׳)
— «Шор ѓа-бар заколет Левиатана своими рогами, а Левиатан зарежет быка своими плавниками».
И гмара в Хулин (ט״ו ע״ב) спрашивает: «Это что, кошерная шхита?» Ведь Мишна запрещает резать зубами, когтями, пилой и плавниками. Только острое гладкое лезвие.
Ответ — тот же самый:
תּוֹרָה חֲדָשָׁה מֵאִתִּי תֵּצֵא
(ישעיהו ב׳:ג׳, ע”פ ויקרא רבה י”ג)
— «Новая Тора выйдет от Меня». Новый уровень раскрытия. Новый уровень разрешений.
Но теперь возникает вопрос: это два противоположных направления. Закон по Бейт-Шамай — это ужесточение. А шхита Левиатана плавником — это смягчение. Так куда ведет нас новая Тора — к строгому или к мягкому?
Ответ: она ведет к истинному.
Сегодня мы видим вещи через призму ограниченного человеческого восприятия. Кто-то склонен к строгости, кто-то к мягкости. В будущем — все будут видеть истину. И потому:
– Там, где истина строга — закон будет по Бейт-Шамай.
– Там, где истина возвышает — как в случае с Левиатаном — строгие рамки будут сняты, и откроется скрытая глубина разрешенного.
В эпоху Машиаха, в Торе появится нечто новое — не отменяющее старое, а углубляющее его. В Торе сказано:
וְכִי יַרְחִיב ה׳ אֱלֹקֶיךָ אֶת גְּבוּלְךָ… וְיָסַפְתָּ לְךָ עוֹד שָׁלֹשׁ עָרִים
(דברים י״ט:ח׳)
«Когда расширит Господь Бог твой границы твои… добавь себе еще три города».
Рамбам объясняет:
וּמֵעוֹלָם לֹא הָיָה דָּבָר זֶה, וְלֹא צִוָּה הַקָּדוֹשׁ בָּרוּךְ הוּא לַתּוֹהוּ — אֶלָּא דָּבָר זֶה עָתִיד לִהְיוֹת
(רמב”ם, הלכות מלכים י”א:ב׳)
«Этого никогда еще не было, и Всевышний не заповедал напрасно — значит, это произойдет в будущем».
И действительно, в эпоху Машиаха, когда «расширит Бог границы», будет добавлено три новых города-убежища — сверх уже существующих шести. Почему именно эта заповедь? Почему она стала моделью для новой Торы будущего?
Мудрецы сравнивают изгнание Адама из Ган Эдена после греха с убийцей, сосланным в город-убежище:
לָמָּה נִתְגָּרֵשׁ אָדָם? עַל שֶׁהֵבִיא מִיתָה לְדֹרוֹת — וְנִדְחָה לְגָלוּת כְּמוֹ רוֹצֵחַ
(בראשית רבה כ”ב:י”א)
И это не просто метафора. Каждый грех, говорят каббалисты, подобен «духовному убийству» — вытеснению Божественной жизни из мира. Как сказано:
שֹׁפֵךְ דַּם הָאָדָם בָּאָדָם
(בראשית ט׳:ו׳)
— «Кто проливает кровь человека внутри человека» — что хасидизм толкует как изгнание божественного из человеческой души. И поэтому всякий, кто грешит — даже непреднамеренно, как рецидив Хета Эц Хадаат — нуждается в «городе-убежище».
Но Тора говорит:
וְזֶה קוֹלֵט — דִּבְרֵי תּוֹרָה קוֹלְטִין
(מכות י׳ ע”א)
«Тора — это убежище. Она охраняет и спасает».
Человек, укрывшийся в Торе, обретает защиту от гневного мстителя, который в каббале — это не просто кровный родственник жертвы, а символ тьмы, которая возвращается за душой.
И вот в будущем, когда человечество поднимется на новый уровень, когда зло не будет править, но все же не исчезнет полностью, — останется потребность в городах-убежищах. Но другого рода.
Будет раскрыта новая Тора, как сказано:
תּוֹרָה חֲדָשָׁה מֵאִתִּי תֵּצֵא
(ישעיהו ב׳:ג׳; ויקרא רבה י״ג)
«Новая Тора выйдет от Меня».
Это будет не новая книга, не пятая версия закона, а новая глубина. И вот эти три новых города будут символизировать новые аспекты Торы:
– Если шесть прежних — это шесть разделов Мишны,
– То новые три — это внутренние уровни: постижение, слияние, божественное раскрытие.
И где они будут?
בְּאֶרֶץ הַקֵּינִי וְהַקְּנִזִּי וְהַקַּדְמֹנִי
(בראשית ט״ו:י״ט)
— «В земле кини, кнези и кадмони» — тех трех народов, которые Аврааму были обещаны, но еще не завоеваны. Эти земли соответствуют трем уровням разума в душе: хохма, бина, даат. Сегодня наша борьба — в качествах (семь народов), в будущем — в мышлении.
Таким образом, новые города-убежища будут не столько спасением от зла, сколько провозглашением новой глубины святости. Если раньше мы убегали в Тору от греха, то теперь мы будем прибегать к ней ради истины.
Эти города станут не «укрытием», а каналом света. Тора не будет лишь щитом. Она станет окном.
Так и со всеми новыми законами. Это не новое откровение. Это — раскрытие того, что уже дано. Просто мы это еще не распознали.
И в этом смысл:
כָּל מַה שֶּׁתַּלְמִיד וָתִיק עָתִיד לְחַדֵּשׁ — נֶאֱמַר לְמשֶׁה מִסִּינַי
(מגילה י״ט:ב׳)
— «Все, что откроет в будущем ученик — уже сказано Моше на Синае».
Иными словами, новая Тора уже здесь. Мы просто еще не на уровне, чтобы ее услышать. Но приближается день, когда разум станет острее, души — чище, истина — прозрачнее. И тогда даже старые споры разрешатся с новой ясностью.
Машиах откроет то, что уже было передано на Синае, но еще не было раскрыто. Его откровения будут глубже всего, что известно нам сейчас. Поэтому сказано:
תֵּצֵא תּוֹרָה חֲדָשָׁה מִמֶּנִּי — «Выйдет новая Тора от Меня» — от Самого Всевышнего»
Иными словами, она выйдет из высших миров и станет доступна для земного разума — через Машиаха, который объединит пророческое откровение с мудростью.
Как подчеркивает Рамбам:
בֵּית דִּין הַגָּדוֹל שֶׁבִּירוּשָלַיִם — הֵם עִקַּר תּוֹרָה שֶׁבְּעַל פֶּה
(רמב”ם, הלכות ממרים א׳:א׳)
«Верховный суд в Иерусалиме — это основа Устной Торы».
Таким образом, новая Тора будет принята как часть устного раскрытия Торы Моше, не противоречащая принципу «לא בשמים היא». Все уже было на Синае. Машиах лишь снимет покрывало.
(На основе беседы Любавичского Ребе, второй день Шавуот 5751 г.)
