В Израиле спорят о том, нужно ли обсуждать войну и политику в школах
К началу нового учебного года Институт демократии в Израиле опубликовал опрос, показавший глубокий раскол в обществе: почти треть граждан считает, что вопросы войны и политических конфликтов вообще не должны подниматься в классах.
Согласно исследованию, респондентам предлагали оценить, стоит ли учителям говорить с учениками о таких темах, как освобождение заложников, свобода слова и право на протест, участие харедим в армии, работа судебной системы, равенство в обществе и гуманитарная ситуация в Газе. Четверть опрошенных заявила, что все эти вопросы следует обсуждать в равной степени, однако 31% выступили против любых подобных разговоров.
Разрыв заметен и между еврейскими и арабскими гражданами. Среди первых 32,5% убеждены, что спорные темы следует исключить из школьной программы, тогда как среди вторых так ответили 22%. Политические различия выражены ещё ярче: почти половина сторонников правых партий (45%) выступают против обсуждения войны и политики в школах, в то время как среди левых и центристов преобладают мнения о необходимости говорить со школьниками обо всём открыто.
«Опрос показывает тревожную тенденцию: значительная часть общества считает, что школа не должна заниматься трудными разговорами. Но именно здесь ученики должны получать инструменты для осмысления реальности и уважительного диалога с теми, кто думает иначе», — подчеркнула профессор Тамми Хоффман, руководитель программы образовательной политики Института демократии.
Помимо этого, исследователи спросили граждан, что они считают главной проблемой израильской системы образования. Половина опрошенных указала на кадровый кризис: нехватку учителей и снижение качества обучения. Среди еврейских респондентов это мнение разделили 55%. А среди арабских граждан на первое место вышла другая проблема — травля и насилие в классах, её назвали 35% участников опроса.
