Всё в руках Небес
«На Б‑га уповаем»
Все, что случается в мире, происходит по воле Провидения, и в странах, где проживают евреи, Б‑жественное присутствие ощущается сильнее. В частности, это верно в отношении США, где провел последние десять лет своей жизни шестой Любавичский Ребе, чью годовщину смерти мы недавно отмечали. А десять лет — серьезный срок.
Связь между евреем и страной, где он живет, подчеркивает следующий закон Торы, которую называют Учением жизни: «Закон страны — закон» (во всем, что не касается Торы и заповедей).
У американских денег есть одна особенность: на здешних банкнотах фигурирует надпись: «In G‑d We Trust» — «На Б‑га уповаем». Как известно, деньги — это то, что «ставит человека на ноги» . Кроме того, деньги играют важную роль в жизни еврея. Прежде всего, они позволяют ему жертвовать на благотворительность: чем больше он имеет, тем больше может дать, а благотворительность равноценна всем заповедям, вместе взятым .
Деньги нужны и для исполнения других заповедей, в соответствии с принципом, что заповеди не должны доставаться «даром», но непременно требуют усилий . Именно об этом наши мудрецы говорили: «Если скажет тебе человек: “Трудился я, но не обрел”, — не верь. [Если скажет]: “Обрел я, хоть [и не трудился]”, — не верь. Но если скажет: “Трудился я и обрел”, — поверь ему» .
Таким образом, деньги играют важнейшую роль в жизни в целом и в еврейской жизни в частности. И на банкнотах этой страны начертана декларация веры в Б‑га. И не просто веры, но упования! «На Б‑га уповаем» означает, что мы считаем Его своим поручителем, что мы доверяем Ему все и полагаемся на Него во всех своих делах.
Каждый из вас сейчас получит долларовую банкноту, чтобы пожертвовать ее на благотворительность. В результате ваше возвращение домой станет «посланничеством заповеди», то есть специальной поездкой, предпринятой ради исполнения заповеди . На каждой из этих долларовых банкнот начертано: «In G‑d We Trust». Это означает, что человек достиг такого уровня веры, что он полностью полагается на Б‑га и вручает Ему всего себя: душу и тело, деньги и имущество, повседневные поступки и т. д.
(Ликутей сихот. Т. 26. С. 341)

Когда ребенок появляется на свет, вместе с ним «рождается» и его пропитание
Родители удостаиваются величайшего благословения и величайшей привилегии: Всевышний позволяет им исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь», причем не только духовно , но и физически.
Что же до утверждения, что, дескать, это связано с расходами, Тора учит нас, что Первый человек был создан накануне субботы , чтобы его сразу ждала готовая трапеза и он мог есть все, что пожелает. Кроме того, «создан был только один [первый] человек, чтобы научить тебя: если кто‑нибудь загубил одну душу из Израиля, Писание относится к этому так, будто он загубил целый мир, а если кто‑нибудь сохранил одну душу из Израиля, Писание относится к этому так, будто он сохранил целый мир» . Иными словами, любой еврей, где бы и когда бы он ни жил, — это «целый мир», подобно Первому человеку, Адаму. Соответственно, когда он приходит в мир, его «трапеза» уже готова.
Таким образом, Тора сообщает на все времена, что, если человек ведет себя, как должно, Всевышний обеспечит его всем необходимым без каких‑либо хлопот с его стороны, как Он обеспечивал Адама.
Разумеется, Творец желает, чтобы человек своими усилиями создал снизу «естественный сосуд», который послужит ему каналом для получения различных благ и пропитания, как сказано: «И благословит тебя Г‑сподь, Б‑г твой, во всем, что ты будешь делать» . В то же время Тора заверяет нас, что, когда ребенок появляется на свет, вместе с ним «рождается» и его пропитание. Иными словами, рождение очередного ребенка увеличивает доходы всей семьи.
Поэтому родители должны использовать благословение, полученное Свыше, исполняя заповедь «плодитесь и размножайтесь» в буквальном смысле этого слова. И это им следует делать с полным упованием на Всевышнего, который «по доброте Своей, по милости, любви и милосердию посылает пищу всему живому», «Своей рукой, наполненной благами, щедрой, святой и несущей изобилие» .
Будем же твердо верить, что Он позаботится о пропитании каждого рождающегося ребенка и что с появлением нового младенца повышается благосостояние всей семьи.
(Торат Менахем, Итваадуйот 5744 (1984). Т. 3. С. 1429)
Заповедь плодиться и размножаться следует исполнять с радостью
Существует заповедь «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» . Эту заповедь следует исполнять с легким сердцем, без каких‑либо расчетов; а также с радостью, источником которой является твердая вера в то, что благословение Всевышнего исполнится наилучшим образом, как для ребенка, так и для отца с матерью.
Важный урок, связанный с этим, преподали нам праведные женщины, благодаря заслугам которых сыны Израиля были освобождены из Египта . Эти женщины рожали сыновей и дочерей, невзирая на указ фараона. Всевышний же, в Свою очередь, помог им выкормить этих детей: согласно Талмуду, Святой, благословен Он, «давал им два каравая, один из меда, другой из масла, как сказано: “И питал его медом из скалы и елеем из кремнистого утеса” (Дварим, 32:13)» . Таким образом они вырастили сыновей и дочерей, о которых сказано: «И выросла ты, и стала большая, и явилась в драгоценных украшениях» . «А когда Святой, благословен Он, явил Себя на Красном море — узнали они Его, и сказали: “Вот Б‑г мой, и прославлю Его” (Шмот, 15:2)» .
Думаю, мне нет необходимости пускаться в пространные объяснения, почему и сегодня евреям следует рассуждать точно так же. Не следует принимать во внимание «указы Египта», то есть «теснины и границы» : например, размышления о том, как прокормить будущих детей, достаточно ли просторна квартира и т. п. Ибо на основании подобных расчетов человек может, не дай Б‑г, решить: «Всякого новорожденного сына бросайте в реку» . Заповедь «плодитесь и размножайтесь» следует исполнять без подобных расчетов, с твердым упованием на то, что Всевышний даст нам все «сосуды», необходимые для получения Его благословения.
Разумеется, когда наши предки были в Египте, Всевышний кормил их новорожденных детей чудесным образом, описанным выше, тогда как сегодня мы не наблюдаем явных чудес, когда речь идет о заработке. Тем не менее можно смело утверждать, что рождение каждого следующего ребенка — это дополнительное благословение, касающееся заработка, которое реализуется естественным образом, как гласит пословица: «С каждым ребенком приходит его кусок хлеба». Более того, с рождением ребенка дополнительного благословения удостаивается и вся его семья . И это происходит в атмосфере радости и удовольствия, которую создает в доме появление нового ребенка.
В общем и целом: если евреи будут поступать так, как сказано выше, мы удостоимся потока Б‑жественных благ, прорывающего любые преграды, — до тех пор пока наконец не будет окончательно прорвана «преграда изгнания». Ибо в Талмуде сказано, что сын Давида придет только после того, как опустеет небесное хранилище душ .
(Торат Менахем. Итваадуйот, 5744 (1984). Т. 3. С. 1549–1550)

Упование не противоречит идее, что все, что ни делается, — к лучшему
Одна из основ нашей веры и нашей Торы — упование на Всевышнего. Если говорить просто, без излишних умствований, это означает, что еврею следует быть твердо уверенным, что в конечном счете все происходит к лучшему, явным и ощутимым образом. В таком значении слово «битахон («упование») упоминается в Талмуде во многих местах. Эта тема также подробно разбирается в книге «Обязанности сердец», в разделе «Врата упования», а также в многочисленных хасидских эссе на тему стиха «Уповайте на Г‑спода вовеки, ибо Г‑сподь Б‑г есть твердыня вечная» .
Именно это и означает «уповать» — до такой степени, что даже если все обстоятельства, как «снизу», так и свыше, указывают на то, что дела идут совсем не так, как следовало бы, — «да не оставит он молитвы о милосердии!» . В такой ситуации необходимо всячески укрепиться в безоговорочном уповании на Всевышнего (прежде всего, посредством молитвы и добрых дел) и поверить в то, что эта неблагоприятная ситуация в итоге преобразуется в какое‑то видимое и осязаемое благо, причем ситуация станет даже лучше, чем была до беды, и эта разница будет «такой же, как преимущество света перед тьмой» .
Помимо уверенности, что Всевышний обязательно одарит нас видимыми и явственным благами, от нас также требуется следующее: «Заповедь повелевает молиться каждый день… Вот что предписывает эта заповедь: человек должен просить и молиться каждый день, повествовать о славе Святого, благословен Он, а потом просить о своих нуждах, [говорить,] в чем он нуждается, обращаясь с просьбами и мольбами» . Эти просьбы следует излагать так, как в молитве «Шмоне эсре», в которой мы в прямом смысле просим исцелить больных, благословить год и т. д. Это касается и личных просьб, с которыми мы обращаемся, когда произносим благословение «Услышь голос наш» . Во всех случаях общим является то, что наши просьбы касаются видимых и осязаемых благ.
Бывает, однако, что происходит нечто такое, о чем мудрецы говорили, что «должен человек благословлять за зло, так же как благословляет за добро, ведь сказано: “И возлюби Г‑спода, Б‑га твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими” (Дварим, 6:5). “И всею душою твоею” — даже когда Он отбирает душу твою» . Раши объяснял это так: как бы Он ни поступил с тобой, милостиво или сурово, — поблагодари Его. Более того, нам предписано «принимать все с радостью, так же как радуются добру, раскрытому и видимому, ибо все тяжелое и неприятное — также к добру, только оно не раскрыто и невидимо взору человека» .
В свете сказанного выше мудрецы говорили, что «все, что ни делает Милосердный, — к лучшему (“ле‑тав”)», или, на святом языке, «гам зу ле‑това» («и это — к лучшему»). Важно отметить, что разница не только в том, что в одном случае сказано на арамейском «ле‑тав», а в другом — на святом языке — «ле‑това». Разница здесь принципиальная. Как видно из контекста, «ле‑тав» сказано об устранении опасности , тогда как «ле‑това» — о том, что в ситуации, когда драгоценные камни превратились в прах, в конечном счете выгода оказалась больше первоначального ущерба .
Таким образом, еврей должен уповать на Всевышнего и просить, чтобы Он обеспечил его всем необходимым, причем явными и осязаемыми благами. Однако, даже если эти молитвы, не дай Б‑г, остаются без ответа, нужно помнить, что «от Б‑га пришло это дело» , а «все, что ни делает Милосердный, — к лучшему». Кроме того, «и это — к лучшему», просто речь идет о незримых благах.
(Торат Менахем, Итваадуйот 5745 (1985). Т. 5. С. 2719)
Всё в руках Небес
Всё в руках Небес
