Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Книга Дварим

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 30 июля 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

 

ИСКРЫ ХАСИДИЗМА

Книга Дварим возникла в результате другой формы пророческого откровения, нежели предыдущие четыре книги Моше: она явилась Божественным откровением, которое Моше сформулировал своими словами (Ор ѓа-хаим и Тосафот).

Слова, составленные Богом, безусловно, превосходят слова, составленные Моше. Однако вклад Моше в книгу Дварим не умаляет ее значимости. Просто, пройдя через человеческий разум, слова этой книги сформировались таким образом, чтобы людям было легче их усвоить.

• Книга Дварим обращена к поколению, которое должно было войти в Землю Израиля, где будет необходимо широко взаимодействовать с материальным миром. Книга Дварим дарована еврейскому народу в качестве подготовки к этому взаимодействию — в ней содержится Божественная мудрость, принесенная Моше «на землю».

• Будучи Боговдохновенным произведением человеческого разума, книга Дварим установила прецедент для более поздних пророческих произведений. Она также стала предшественницей законоучений мудрецов — возникших в результате человеческого постижения, но в то же время являющихся выражением воли Бога.

Бааль тшува — тот, кто вернулся к Богу по собственной инициативе. Бог помогает бааль тшува, даруя Божественное откровение его душе на подсознательном уровне. Это похоже на процесс произнесения книги Дварим: на уровне сознания это были собственные слова Моше, но на более глубоком уровне слова были плодом Божественного откровения. Упомянутое сходство между тшувой и книгой Дварим является внутренней причиной того, что книга определятся как «упрек» (см. Раши), способный помочь человеку совершить тшуву.

(На основе Ликутей сихот. Т. 4. С. 1087 и далее; Т. 19. С. 9 и далее; Т. 36. С. 41 и далее.)

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Почему Корах вступил в спор с Моше?

Если Корах возмутился по поводу того, что Моше назначил первосвященником своего брата Аѓарона, почему он выступил с претензией только сейчас, но не ранее, после назначения Аѓарона? Аѓарон принял полномочия до возведения и освящения мишкана, то есть до 1 нисана. Разведчики же вернулись только после 9 ава, следовательно, между этими событиями прошло больше четырех месяцев. Почему Корах решился на протест именно в данный момент?

«Хумаш Коль Менахем»: «Калев успокоил народ…»

Из этого Калев сразу понял, что разведчики исказили приоритеты. Моше сначала сказал об усилии (завоевании) и только потом о награде (плодах Земли), но разведчиков в первую очередь интересовала награда, поэтому вначале они сделали упор на качестве земли. Заметив это, Калев немедленно «успокоил народ», поскольку понимал: акцентирование на награде приведет людей к раздумьям — стоит ли вообще усилий это завоевание, и вскоре подобные размышления могут подтолкнуть их к полномасштабному мятежу

«Хумаш Коль Менахем»: Должно ли было воевать колено Леви?

Речь идет об отсутствии единства и духа товарищества между человеком и ближним его, о лежащем еще глубже чувстве разобщенности и необоснованной ненависти. Оно возникает из-за завышенной самооценки, которая заставляет человека быть нетерпимым к другим и в итоге смотреть на других как на врагов. Ясно, что война с подобными склонностями в себе действительно очень важна!