Всё в руках Небес
Всевышний обеспечит всем необходимым даже тех, кто еще не до конца раскаялся
Уповать на Всевышнего означает полагаться на Него и не допускать никаких сомнений в том, что человек, полагающийся на Творца, преуспеет во всех своих начинаниях. Более того, тот, кто уповает, уверен, что Б‑г даст ему все, что нужно, и столько, сколько нужно. А поскольку сыны Израиля — «царские сыновья» , или, согласно другому мнению, «цари» , Царь вселенной щедро обеспечит Своих детей всем необходимым, в соответствии с их высоким положением.
В Талмуде мы учим, что работодатель должен обговаривать заранее, что его обязанность кормить наемного работника ограничиваемся хлебом и бобами. Если же он этого не сделал, то «даже трапеза царя Шломо не будет считаться достаточной» . Ибо хотя его работник — простой труженик, тем не менее он — потомок Авраама, Ицхака и Яакова, а также царский сын. Более того, он подобен самому царю Шломо, которому никогда не приходилось заботиться о пропитании. В конце концов, даже вельможам, назначенным руководить общиной, не разрешают заниматься грязной работой. И уж тем более, если речь идет о царе, особенно о царе Шломо, о котором сказано: «И воссел Шломо царем на престоле Г‑споднем» .
Суммируем сказанное выше: тот, кому присуще упование, уверен, что Всевышний обеспечит его всем необходимым, без всяких хлопот. Более того, такой человек знает, что подобное положение вещей действует не только в сфере духовного; то есть он не считает, что поток Б‑жественных благ, текущий свыше, остается эфемерным и неосязаемым и не попадает в наш мир. Напротив, он убежден в том, что благословение Творца материализуется здесь, на земле. Ибо упование обязательно для всех, от «старейшин» — до «дровосеков и водоносов» . «Старейшины» — это люди высокого духовного уровня. Даже они обязаны верить, что Б‑жественное благословение материализуется и здесь, в нашем мире. Тем более это касается «дровосека», который не знает ничего, кроме своей повседневной работы ; все, что от него требуется, — это хорошо рубить дрова, дабы таким образом заработать себе на хлеб.
Как бы то ни было, поток благ должен быть могучим, а сами блага — многочисленными, нисходящими непосредственно из Источника — в наш материальный мир, затронув при этом не только возвышенные сферы, но и обычную повседневную жизнь. И тот, кому присуще упование, совершенно уверен во всем вышеперечисленном. И речь не о том, что ему бы хотелось, чтобы все обстояло именно так, — Тора требует, чтобы упование на Б‑га распространялось на все аспекты нашего бытия.

Здесь может возникнуть вопрос: почему мы так уверены, что Всевышний обеспечит нас всем необходимым? Разве Б‑г нам что‑то должен? Ведь даже те, кто, казалось бы, имеют право что‑то требовать у Всевышнего, признают, что «у Тебя, Г‑споди, милостыня» . Иными словами, они могут что‑либо требовать только с точки зрения нашего мира. Если же рассматривать их требования с точки зрения горних миров, то становится очевидно, что «у Тебя, Г‑споди, милостыня» . Что же тогда говорить об обычных людях, у которых нет решительно никакого права предъявлять подобные требования небесам: все, что им дают, фактически является милостыней. Соответственно, в этом случае вопрос кажется еще более уместным: на каком основании мы считаем, что Всевышний даст нам все, что нужно?
Ответ достаточно прост: мы и Святой, благословен Он, едины . Более того, мы находимся в этом мире, поскольку здесь нас поместил Всевышний. А так как Б‑г является высшим благом, и «в природе Благого — творить благо», очевидно, что Он обеспечит нас всем необходимым, даже если мы еще не сделали того, что должны были сделать в элуле, то есть раскаяться .
Аналогичным образом, Всевышний обеспечивает нас постоянно. Ежедневно, еще до утренней молитвы, мы произносим: «Б‑же, душа, которую Ты поместил во мне, — чиста она». А еще до этого мы говорим: «Благодарю я Тебя, Владыка живой и сущий, за то, что, по милосердию Своему, Ты возвратил мне душу; велика моя вера в Тебя» .
Кроме того, поскольку человек оказался в этом мире не случайно, ожидается, что он должен быть счастлив. Поэтому, зная о том, что каждого из нас послал сюда Всевышний, мы уверены, что Творец обеспечит нас всем необходимым.
Упование на Б‑га воинств
Солдаты , которым выпала честь защищать еврейские города с риском для собственной жизни, несомненно, будут и дальше исполнять свой долг — естественными средствами обеспечивать безопасность и благополучие евреев, и, несомненно, будут действовать так до тех пор, пока не исполнят свою миссию.
Думаю, для всех очевидно, что они исполняют свой долг в духе сказанного в Писании: «Эти полагаются на колесницы, а те — на коней, а мы Имя Г‑спода, Б‑га нашего, славим. Ликовать будем при спасении твоем и во Имя Б‑га нашего поднимем знамя» . Они не думают, что, дескать, «сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это» . Напротив, они знают, что, до тех пор пока мы со всех сторон окружены тьмой изгнания, Святой, благословен Он, желает, чтобы мы пользовались земными средствами и предпринимали соответствующие усилия, сообразно законам природы, дабы обеспечить безопасность и благополучие еврейского народа.
Всевышний помогает тем, кто защищает своих братьев, не забывая при этом, что Б‑г — источник их силы и что нужно исполнять Его предписания. Одно из Б‑жественных предписаний — запрет уступать часть Земли Израиля (или любую территорию, необходимую нам с точки зрения безопасности), которую Он дал народу Израиля. Этот запрет остается в силе и сегодня, ибо мы все еще живем в эпоху изгнания. (Тот факт, что мы все еще в изгнании, объясняет, почему еврейский народ до сих пор не получил некоторые части Земли Израиля, — это произойдет только в эпоху Машиаха .)
Суммируя сказанное выше: когда евреи защищаются, зная, что источник их силы — Святой, благословен Он, Всевышний позаботится о том, чтобы обычное оружие им не понадобилось, поскольку само осознание, что у евреев такое оружие есть, наведет страх и ужас на всех врагов, так что те даже обратятся в бегство, опасаясь за свою жизнь.

Соответственно, необходимо приложить усилия, чтобы укрепить наших солдат во всех аспектах, касающихся их еврейской самоидентификации. Самое главная ее составляющая, безусловно, — это упование на «Г‑спода, Б‑га воинств» — уверенность, что Он пребывает среди всех солдат, начиная, разумеется, с «ополчения Г‑сподня» , то есть Армии обороны Израиля, удостоенной чести защищать еврейские города.
Для того чтобы умножить их упование на «Г‑спода воинств», нужно усилить в наших солдатах все, что связано с еврейством — чтобы в итоге они начали соблюдать Тору и заповеди в своей повседневной жизни.
В первую очередь я имею в виду заповедь возлагать тфилин. Ибо мудрецы говорили: «Сказано в Торе: “И увидят все народы земли, что Имя Г‑сподне наречено на тебе, и убоятся тебя” (Дварим, 28:10). Учили: “Сказал рабби Элиэзер Великий: ‘Это — головные тфилин’”» .
(Торат Менахем. Итваадуйот. Т. 3)
Ошибка Йосефа
По воле Провидения фараон бросил двух своих слуг в ту же яму, где томился Йосеф, чтобы спасение праведника произошло благодаря им . Однако, когда Йосеф попросил царского виночерпия замолвить о нем слово перед фараоном, он был наказан двумя дополнительными годами заточения . Почему?
Ответ на этот вопрос мы находим в объяснении Раши: «Йосеф положился на то, что о нем вспомнят».
Важно отметить, что этот комментарий Раши является отсылкой к словам Писания: «Счастлив муж, который Г‑спода сделал опорой своей и не обратился к надменным и к склоняющимся ко лжи» . Вместе с тем, объясняя, почему Йосеф провел в заключении два лишних года, Раши написал не: «обратился», но: «положился».
Иными словами, Йосеф рассудил: «Если виночерпий вспомнит обо мне, то я обрету свободу; если же нет, то мне отсюда не выбраться». Йосеф обратился к виночерпию так, будто от него целиком и полностью зависит его спасение. В этом и заключалась его ошибка.
Разумеется, Йосеф имел право действовать естественным порядком и попросить виночерпия упомянуть его имя перед фараоном, тем более что тот изначально оказался в заточении именно для того, чтобы послужить инструментом спасения праведника. Однако этот шаг ему следовало предпринять в твердом убеждении, что избавление в конечном счете зависит от воли Всевышнего, а не от прихоти создания из плоти и крови.
(Торат Менахем. Итваадуйот. 5743 (1982–1983). Т. 2. С. 711)

Почему наставник не отвечает?
Поскольку этот вопрос задают достаточно часто, пришло время ответить всем тем, кто удивляется, почему я не отвечаю на вопросы, с которыми они ко мне обращаются.
Прежде всего, как я уже неоднократно говорил, в тишрее у меня совсем нет времени, чтобы отвечать на вопросы, даже устно. Соответственно, в моем молчании не нужно искать никаких специальных намеков и глубинных смыслов. Разумеется, также не следует воспринимать отсутствие ответа как отчужденность с моей стороны.
Теперь к сути вопроса. Мы можем быть совершенно уверенными в том, что сам факт обращения к наставнику с вопросом, особенно если это сделано искренне, приведет к тому, что Всевышний так или иначе даст нам правильное понимание и подскажет вопрошающим правильное решение. Это можно видеть воочию.
Более того, известно немало случаев, когда как раз отсутствие ответа заставляло хасидов искренне, от всей души обратиться к Творцу. Среди прочего это духовное пробуждение укрепляло в них веру в Провидение, касающуюся каждой мелочи их повседневной жизни. А это, в свою очередь, помогало хасидам решить, как следует поступить.
(Торат Менахем. Итваадуйот. Т. 1. С. 264)
Всё в руках Небес
Всё в руках Небес
