Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 22 июля 2025
Поделиться

Всевышний обеспечит всем необходимым даже тех, кто еще не до конца раскаялся

Уповать на Всевышнего означает полагаться на Него и не допускать никаких сомнений в том, что человек, полагающийся на Творца, преуспеет во всех своих начинаниях. Более того, тот, кто уповает, уверен, что Б‑г даст ему все, что нужно, и столько, сколько нужно. А поскольку сыны Израиля — «царские сыновья» См. Шабат, 128а: «Сказал Абайе: “Раббан Шимон бен Гамлиэль, и рабби Шимон, и рабби Ишмаэль, и рабби Акива — все они полагали, что весь народ Израиля — царские сыновья. О мнении рабби Шимона учили в Мишне: царским сыновьям разрешено смазывать ушибы розовым маслом в субботу, ибо умащение маслом в обычае царских сыновей и в будний день. Рабби Шимон говорит: ‘Весь Израиль — царские сыновья’. О мнении рабби Ишмаэля и рабби Акивы учили: если взыскивают с человека долг в тысячу мане, а он одет в мантию ценой в сто мане, то снимают с него эту мантию и продают ее, и одевают его в мантию, которой он достоин. Учили со слов рабби Ишмаэля и учили со слов рабби Акивы: весь народ Израиля достоин носить такую мантию”».
, или, согласно другому мнению, «цари» Зоар II, 2б.
, Царь вселенной щедро обеспечит Своих детей всем необходимым, в соответствии с их высоким положением.

В Талмуде мы учим, что работодатель должен обговаривать заранее, что его обязанность кормить наемного работника ограничиваемся хлебом и бобами. Если же он этого не сделал, то «даже трапеза царя Шломо не будет считаться достаточной» Бава мециа, 83а, 86б.
. Ибо хотя его работник — простой труженик, тем не менее он — потомок Авраама, Ицхака и Яакова, а также царский сын. Более того, он подобен самому царю Шломо, которому никогда не приходилось заботиться о пропитании. В конце концов, даже вельможам, назначенным руководить общиной, не разрешают заниматься грязной работой. И уж тем более, если речь идет о царе, особенно о царе Шломо, о котором сказано: «И воссел Шломо царем на престоле Г‑споднем» Диврей а‑ямим I, 29:23.
.

Суммируем сказанное выше: тот, кому присуще упование, уверен, что Всевышний обеспечит его всем необходимым, без всяких хлопот. Более того, такой человек знает, что подобное положение вещей действует не только в сфере духовного; то есть он не считает, что поток Б‑жественных благ, текущий свыше, остается эфемерным и неосязаемым и не попадает в наш мир. Напротив, он убежден в том, что благословение Творца материализуется здесь, на земле. Ибо упование обязательно для всех, от «старейшин» — до «дровосеков и водоносов» См. Дварим, 29:8–9: «Все вы стоите сегодня пред Г‑сподом, Б‑гом вашим: начальники ваши в коленах ваших, старейшины ваши и надзиратели ваши, все израильтяне: малолетки ваши, жены ваши и пришелец твой, который в среде стана твоего, от секущего дрова до черпающего воду».
. «Старейшины» — это люди высокого духовного уровня. Даже они обязаны верить, что Б‑жественное благословение материализуется и здесь, в нашем мире. Тем более это касается «дровосека», который не знает ничего, кроме своей повседневной работы И поэтому для него все духовные блага, к которым стремятся «старейшины», — пустой звук.
; все, что от него требуется, — это хорошо рубить дрова, дабы таким образом заработать себе на хлеб.

Как бы то ни было, поток благ должен быть могучим, а сами блага — многочисленными, нисходящими непосредственно из Источника — в наш материальный мир, затронув при этом не только возвышенные сферы, но и обычную повседневную жизнь. И тот, кому присуще упование, совершенно уверен во всем вышеперечисленном. И речь не о том, что ему бы хотелось, чтобы все обстояло именно так, — Тора требует, чтобы упование на Б‑га распространялось на все аспекты нашего бытия.

Серебряные коробочки для тфилин. Польша. 1790–1800

Здесь может возникнуть вопрос: почему мы так уверены, что Всевышний обеспечит нас всем необходимым? Разве Б‑г нам что‑то должен? Ведь даже те, кто, казалось бы, имеют право что‑то требовать у Всевышнего, признают, что «у Тебя, Г‑споди, милостыня» Даниэль, 9:7.
. Иными словами, они могут что‑либо требовать только с точки зрения нашего мира. Если же рассматривать их требования с точки зрения горних миров, то становится очевидно, что «у Тебя, Г‑споди, милостыня» То есть Всевышний ничего не должен даже величайшим праведникам вроде Даниэля.
. Что же тогда говорить об обычных людях, у которых нет решительно никакого права предъявлять подобные требования небесам: все, что им дают, фактически является милостыней. Соответственно, в этом случае вопрос кажется еще более уместным: на каком основании мы считаем, что Всевышний даст нам все, что нужно?

Ответ достаточно прост: мы и Святой, благословен Он, едины «Все души евреев называются “частями единого тела”, а Шхина — “сердцем [этого тела]”, как написано [от имени еврейского народа]: “…Г‑сподь — опора сердца моего…”, а от имени Шхины сказано: “…И я буду пребывать среди них”» (Священное послание, 31).
. Более того, мы находимся в этом мире, поскольку здесь нас поместил Всевышний. А так как Б‑г является высшим благом, и «в природе Благого — творить благо», очевидно, что Он обеспечит нас всем необходимым, даже если мы еще не сделали того, что должны были сделать в элуле, то есть раскаяться Ребе произнес эту речь в субботу, накануне новомесячья элуля 5734 года (август 1974). .

Аналогичным образом, Всевышний обеспечивает нас постоянно. Ежедневно, еще до утренней молитвы, мы произносим: «Б‑же, душа, которую Ты поместил во мне, — чиста она». А еще до этого мы говорим: «Благодарю я Тебя, Владыка живой и сущий, за то, что, по милосердию Своему, Ты возвратил мне душу; велика моя вера в Тебя» Эту короткую молитву еврей произносит, как только проснется, еще лежа в постели («Кицур шульхан арух», 1:2).
.

Кроме того, поскольку человек оказался в этом мире не случайно, ожидается, что он должен быть счастлив. Поэтому, зная о том, что каждого из нас послал сюда Всевышний, мы уверены, что Творец обеспечит нас всем необходимым.

 

Упование на Б‑га воинств

Солдаты Ребе произнес эту речь в 1982 году, в разгар Ливанской войны, начатой Израилем для защиты жителей севера от окопавшихся в Ливане террористов.
, которым выпала честь защищать еврейские города с риском для собственной жизни, несомненно, будут и дальше исполнять свой долг — естественными средствами обеспечивать безопасность и благополучие евреев, и, несомненно, будут действовать так до тех пор, пока не исполнят свою миссию.

Думаю, для всех очевидно, что они исполняют свой долг в духе сказанного в Писании: «Эти полагаются на колесницы, а те — на коней, а мы Имя Г‑спода, Б‑га нашего, славим. Ликовать будем при спасении твоем и во Имя Б‑га нашего поднимем знамя» Теилим, 20:6, 8.
. Они не думают, что, дескать, «сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это» Дварим, 8:17.
. Напротив, они знают, что, до тех пор пока мы со всех сторон окружены тьмой изгнания, Святой, благословен Он, желает, чтобы мы пользовались земными средствами и предпринимали соответствующие усилия, сообразно законам природы, дабы обеспечить безопасность и благополучие еврейского народа.

Всевышний помогает тем, кто защищает своих братьев, не забывая при этом, что Б‑г — источник их силы и что нужно исполнять Его предписания. Одно из Б‑жественных предписаний — запрет уступать часть Земли Израиля (или любую территорию, необходимую нам с точки зрения безопасности), которую Он дал народу Израиля. Этот запрет остается в силе и сегодня, ибо мы все еще живем в эпоху изгнания. (Тот факт, что мы все еще в изгнании, объясняет, почему еврейский народ до сих пор не получил некоторые части Земли Израиля, — это произойдет только в эпоху Машиаха См., напр., Рамбам, «Мишне Тора», Законы о царях и войнах, 11:2: «И о городах‑убежищах говорит Писание: “Когда расширит Г‑сподь, Б‑г твой, твои границы… добавь себе еще три города, кроме этих трех” (см. Дварим, 19:8–9); а это еще не произошло, и не может быть, чтобы заповедь была дана просто так».
.)

Суммируя сказанное выше: когда евреи защищаются, зная, что источник их силы — Святой, благословен Он, Всевышний позаботится о том, чтобы обычное оружие им не понадобилось, поскольку само осознание, что у евреев такое оружие есть, наведет страх и ужас на всех врагов, так что те даже обратятся в бегство, опасаясь за свою жизнь.

Израильский солдат. во время молитвы

Соответственно, необходимо приложить усилия, чтобы укрепить наших солдат во всех аспектах, касающихся их еврейской самоидентификации. Самое главная ее составляющая, безусловно, — это упование на «Г‑спода, Б‑га воинств» — уверенность, что Он пребывает среди всех солдат, начиная, разумеется, с «ополчения Г‑сподня» Шмот, 12:41. , то есть Армии обороны Израиля, удостоенной чести защищать еврейские города.

Для того чтобы умножить их упование на «Г‑спода воинств», нужно усилить в наших солдатах все, что связано с еврейством — чтобы в итоге они начали соблюдать Тору и заповеди в своей повседневной жизни.

В первую очередь я имею в виду заповедь возлагать тфилин. Ибо мудрецы говорили: «Сказано в Торе: “И увидят все народы земли, что Имя Г‑сподне наречено на тебе, и убоятся тебя” (Дварим, 28:10). Учили: “Сказал рабби Элиэзер Великий: ‘Это — головные тфилин’”» Менахот, 35б.
.

(Торат Менахем. Итваадуйот. Т. 3)

 

Ошибка Йосефа

По воле Провидения фараон бросил двух своих слуг в ту же яму, где томился Йосеф, чтобы спасение праведника произошло благодаря им Раши на Берешит, 40:1.
. Однако, когда Йосеф попросил царского виночерпия замолвить о нем слово перед фараоном, он был наказан двумя дополнительными годами заточения Раши на Берешит, 40:23.
. Почему?

Ответ на этот вопрос мы находим в объяснении Раши: «Йосеф положился на то, что о нем вспомнят».

Важно отметить, что этот комментарий Раши является отсылкой к словам Писания: «Счастлив муж, который Г‑спода сделал опорой своей и не обратился к надменным и к склоняющимся ко лжи» Теилим, 40:5.
. Вместе с тем, объясняя, почему Йосеф провел в заключении два лишних года, Раши написал не: «обратился», но: «положился».

Иными словами, Йосеф рассудил: «Если виночерпий вспомнит обо мне, то я обрету свободу; если же нет, то мне отсюда не выбраться». Йосеф обратился к виночерпию так, будто от него целиком и полностью зависит его спасение. В этом и заключалась его ошибка.

Разумеется, Йосеф имел право действовать естественным порядком и попросить виночерпия упомянуть его имя перед фараоном, тем более что тот изначально оказался в заточении именно для того, чтобы послужить инструментом спасения праведника. Однако этот шаг ему следовало предпринять в твердом убеждении, что избавление в конечном счете зависит от воли Всевышнего, а не от прихоти создания из плоти и крови.

(Торат Менахем. Итваадуйот. 5743 (1982–1983). Т. 2. С. 711)

Иосиф, толкующий сны пекаря и виночерпия. Ян Мостарт. Около 1500

Почему наставник не отвечает?

Поскольку этот вопрос задают достаточно часто, пришло время ответить всем тем, кто удивляется, почему я не отвечаю на вопросы, с которыми они ко мне обращаются.

Прежде всего, как я уже неоднократно говорил, в тишрее Эту речь Ребе произнес в Суккот, один из многочисленных праздников еврейского месяца тишрей. у меня совсем нет времени, чтобы отвечать на вопросы, даже устно. Соответственно, в моем молчании не нужно искать никаких специальных намеков и глубинных смыслов. Разумеется, также не следует воспринимать отсутствие ответа как отчужденность с моей стороны.

Теперь к сути вопроса. Мы можем быть совершенно уверенными в том, что сам факт обращения к наставнику с вопросом, особенно если это сделано искренне, приведет к тому, что Всевышний так или иначе даст нам правильное понимание и подскажет вопрошающим правильное решение. Это можно видеть воочию.

Более того, известно немало случаев, когда как раз отсутствие ответа заставляло хасидов искренне, от всей души обратиться к Творцу. Среди прочего это духовное пробуждение укрепляло в них веру в Провидение, касающуюся каждой мелочи их повседневной жизни. А это, в свою очередь, помогало хасидам решить, как следует поступить.

(Торат Менахем. Итваадуйот. Т. 1. С. 264) 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Каждый должен быть уверен, что Машиах обязательно придет. Нужно верить в это истинной и полной верой, как сказано: «И жду его каждый день». Нужно верить, что Машиах может прийти хоть завтра, — даже если эта вера не подкрепляется никакими рациональными доводами или наблюдениями за естественным порядком вещей. Такое упование на Всевышнего само по себе способно ускорить приход Машиаха, да произойдет это вскорости

Всё в руках Небес

Когда письмо с указом об уничтожении евреев было запечатано царем и вручено Аману, Аман и его приспешники вышли «с веселым сердцем» и внезапно наткнулись на Мордехая. В этот момент Мордехай увидал трех мальчиков, возвращавшихся из дома учения. Он поспешил к ним, а Аман и его свита последовали за Мордехаем, чтобы услышать, о чем он их спросит. Догнав учеников, Мордехай сказал одному из них: «Ну‑ка, прочти мне стих, который ты учил сегодня»... Услыхав ответы, Мордехай улыбнулся, и у него отлегло от сердца

Всё в руках Небес

Когда еврей демонстрирует абсолютное упование на Всевышнего, когда он совершенно уверен, что Творец проявит к нему милость и одарит его явными, осязаемыми благами, независимо от любых расчетов и естественного порядка вещей, это упование вызовет соответствующую реакцию Свыше и Всевышний поступит с ним по принципу «мера за меру». Ибо в Торе ясно и недвусмысленно сказано, что таков обычай Творца. То есть Всевышний пошлет такому еврею все необходимое, независимо от того, заслужил он того или нет