Влиятельный исследователь Холокоста Йехуда Бауэр умер в возрасте 98 лет
Выдающийся историк Холокоста Йехуда Бауэр умер 18 октября в возрасте 98 лет, пишет журналист «The Times of Israel» Чарли Саммерс.
За свою почти столетнюю жизнь Бауэр опубликовал более 40 книг о Холокосте и антисемитизме, уделив особое внимание еврейской реакции на оба явления. Его ранние исследования были сосредоточены на организованном сопротивлении евреев нацистскому режиму, но в своих более поздних работах он обратился к более масштабным вопросам антисемитизма и исторического значения Холокоста. В последние десятилетия Бауэр стал заниматься политикой в отношении антисемитизма. Он играл важную роль в Международном альянсе в память о Холокосте с момента его создания в 1998 году и помог разработать популярное рабочее определение антисемитизма этой организации.
Родился в 1926 году в Праге, Бауэр и его семья бежали в Подмандатную Палестину в 1939 году, в день вторжения нацистской Германии в Чехословакию. Он провел остаток своих подростковых лет в Хайфе. После окончания средней школы Бауэр начал обучение в Кардиффском университете по стипендии британского правительства, но его обучение прервалось в 1948 году во время Войны за независимость, когда ему пришлось вернуться в Израиль, чтобы сражаться в бригаде «Пальмаха» «Одед».
Бауэр переехал в Негев, чтобы присоединиться к кибуцу Шоваль в возрасте 25 лет, присоединившись к социалистическому сионистскому движению «Ха-Шомер ха-Цаир» и его партии в Кнессете, МАПАМ. Как и многие члены МАПАМ, Бауэр изначально был ярым марксистом, но разочаровался, когда из СССР все чаще приходили новости о репрессиях. Пражские процессы 1952 года, на которых советские власти арестовали и заключили в тюрьму одного из лидеров МАПАМ, Мордехая Орена, потрясли партию до основания и изменили просоветскую линию многих ее членов. «Я очень хорошо знаю марксизм, я прочитал все это от А до Я. Мне потребовалось некоторое время, чтобы отвыкнуть от этого. Исторический материализм, многое из этого основано на ошибках. Когда я узнал об этом, я ушел», — заявил он «The Times of Israel» в 2023 году.
Бауэр стоял левее многих в своей партии, выступая против ее более националистических элементов, воплощенных бывшим командиром «Пальмаха» Игалем Аллоном, который позже отделился от партии, чтобы сформировать собственную. В то время, когда многие израильтяне считали выживших в Холокосте пассивными «овцами, шедшими на заклание», которые не покинули Европу вовремя — в отличие от активных сабр, которые приехали в Израиль в более ранних волнах алии — Бауэр собирал устные истории выживших, которые рассказывали совсем другую историю еврейского сопротивления в гетто. Во многих ранних работах Бауэра подробно описывались огромные масштабы организованного еврейского сопротивления нацистской Германии, особенно в польских гетто. Он также писал о еврейских организациях после Холокоста, таких как «Бриха», что означает «побег», которые оказывали помощь выжившим и помогали им тайно переправляться в Подмандатную Палестину из лагерей перемещенных лиц в Европе до создания Израиля.
Бауэр бросил вызов идее, что сопротивление нацистской Германии состояло только из физического насилия. По его мнению, сопротивлением было любое еврейское действие, противоречащее нацистской политике — сохранение религиозных традиций, контрабанда продовольствия и подпольная политическая организация.
Когда американские и европейские лидеры в 1998 году создали Международный альянс в память о Холокосте (IHRA), Бауэр стал научным консультантом организации и начал играть активную роль в пропаганде политики по борьбе с антисемитизмом. Самым известным достижением IHRA является ее рабочее определение антисемитизма, которое столкнулось с оппозицией, в первую очередь со стороны левых по всему миру, которые утверждают, что это определение заглушает критику Израиля. Бауэр оспаривал эту точку зрения и утверждал, что определение лучше, чем его альтернативы. «Конечно, оно могло быть лучше. Все что угодно, всегда может быть лучше. Вот что вышло. И я подумал, что это лучше, чем ничего», — рассказал он. «Это было определенное развитие, и я был его частью, вот и все», — заявил он.
Определение IHRA было принято правительствами подавляющего большинства европейских стран и многих штатов США.
Убежденный противник правительств премьер-министра Биньямина Нетаньяху, Бауэр привык критиковать то, что он называл «недоразумениями, неправильными выводами и неправильным анализом» израильских политиков в отношении Холокоста. «Они интерпретируют его националистически, они используют Холокост как инструмент для политики», — подчеркнул он. «Это особенно верно в отношении Нетаньяху. Он понятия не имеет, просто не имеет понятия о том, что произошло. Он имеет дело с Ираном, он знает что-то об Иране, он ничего не знает о Холокосте».
Бауэр выразил серьезный скептицизм, когда в 2009 году тогдашний министр обороны Эхуд Барак посетил концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау и заявил, что ЦАХАЛ прибыл «с опозданием на 50 лет». «Это полная чушь, чистая и абсолютная ерунда. Что вы имеете в виду, говоря, что они не убивали евреев из-за каких-то израильских самолетов? Было много других самолетов», — прокомментировал он. Позже в своей жизни Бауэр принял решение бойкотировать ежегодную мемориальную службу в «Яд Вашеме» в Йом а-Шоа, израильский день памяти жертв Холокоста, из-за «националистических речей», которые произносили политики. Хотя во время британского мандата Бауэр поддерживал идею создания двунационального государства с палестинцами, к 1948 году он пришел к выводу, что эта перспектива нереалистична.
Вплоть до своей смерти он продолжал резко критиковать израильские поселения на Западном берегу. В 2011 году Бауэр присоединился к другим общественным деятелям, подписав «декларацию независимости от оккупации», призывающую к созданию палестинского государства и подтверждающую важность такого государства для сохранения независимости Израиля. «Мы оккупируем людей, которые нас ненавидят, и это нехорошо. Пока у власти находится такое националистическое правительство, как у нас, нет возможности решения», — заявил он о затруднительном положении Израиля.
Последняя опубликованная книга Бауэра под названием «Евреи: противоречивый народ» представляет собой сборник аргументированных эссе, а не единый текст. На ее страницах он излагает свои твердые атеистические убеждения и надежды на будущее Израиля. «Мечта о еврейском демократическом государстве закончится только в том случае, если у власти окажется правое крыло», — заявил он в интервью «Haaretz» в 2014 году, подводя итог последней главе своей книги. «Еврейское демократическое государство необязательно является невозможным. Это противоречие, которое зависит от политической ситуации».