Новости

В «Белой птице» Хелен Миррен играет пережившую Холокост, которая наставляет своенравного внука

20 октября, 15:00 Кино
Поделиться

В «Белой птице», долгожданном фильме о девочке – еврейке, которую спасает ее одноклассник в оккупированной нацистами Франции, Холокост становится благодатной почвой для обучения детей тому, как быть хорошими, пишет журналистка JTA Шира Ли Бартов.

Фильм является продолжением «Чуда» (2017), современной истории о школьнике средней школы, который пытается вписаться в класс, несмотря на свои внешние различия. «Белая птица» начинается с гонителя этого мальчика, Джулиана (Брайс Гейзар), но настоящим героем является его бабушка Сара (которую играет Хелен Миррен, а ее же в детстве — Ариэлла Глейзер), понимающая, что ее внук нуждается в моральном руководстве, и делящаяся с ним своей историей выживания в Холокосте, которая составляет большую часть фильма.

«Белая птица» немецко-швейцарского режиссера Марка Форстера, снявшего «Человека по имени Отто», «Волшебную страну» и «Кристофера Робина», вышла в кинотеатрах в начале этого месяца. Ранее ее планировалось выпустить в 2022 году и в конце 2023 года, но она была отложена из-за изменений в компаниях по производству и дистрибуции, а также забастовки Гильдии киноактеров США в прошлом году. По данным «Deadline», дистрибьютор «Lionsgate», возможно, столкнулся с трудностями в маркетинге фильма, поскольку обратился к религиозной компании «Kingdom Story Company» за помощью в поиске аудитории — хотя «Белая птица» не похожа на другие религиозные фильмы лейбла, в том числе «Революция Иисуса».

И «Белая птица», и «Чудо» основаны на серии бестселлеров Р. Дж. Паласио, автора детских книг, сильно интересующейся Холокостом. Муж Паласио — еврей, а ее свекровь потеряла большую часть своей семьи во время Холокоста. Паласио отметила, что именно дядя ее мужа Бернард, много лет работавший директором школы в Нью-Йорке, рассказал ей о нехватке детских книг на эту тему — особенно до восьмого или девятого класса, когда школьникам задавали читать «Дневник» Анны Франк. Хотя сама Паласио не еврейка, она чувствовала себя обязанной заполнить то, что она считала пробелом в чтении о Холокосте для детей младшего возраста. Бернард вдохновил ее написать «Белую птицу», графический роман, ориентированный на читателей от 8 до 12 лет.

«Напоминать людям о Холокосте и извлекать уроки из прошлого не должно быть чем-то, что оставлено только евреям», — заявила Паласио JTA. «Наличие мужа – еврея и двух сыновей, которые также разделяют это наследие, придало мне силу». Она была вдохновлена ​​«Праведниками» Мартина Гилберта, книгой, посвященной неевреям, которые рисковали своей жизнью, чтобы помочь евреям во время Второй мировой войны. Это влияние очевидно в истории Паласио: когда немецкие войска оккупируют французскую деревню Сары, другой ученик по имени Жюльен (Орландо Швердт), которого в школе травили, потому что он потерял одну ногу из-за полиомиелита, помогает ей более года прятаться в сарае своей семьи с помощью своих самоотверженных родителей. Альтруизм Жюльена контрастирует с оппортунистической жестокостью Винсента, одноклассника, который был привлекателен для Сары до того, как нацисты вошли в их деревню, и он бросился им на помощь.

«Белая птица» углубляется в величайшее очарование и величайшую опасность детей — их пластичность. «Это эмоциональное, но также очень вдохновляющее время в жизни человека», — рассказала Паласио. «В возрасте от 10 до 13 лет они исследуют, кто они, кем они хотят быть, примеряя на себя разные личности. Они все время делают небольшой моральный выбор». Моральные полюса, представленные Жюльеном и Винсентом, так же легко усваиваются внуком Сары, как и зрителями «Белой птицы». Уроки, содержащиеся в их истории — в первую очередь важность эмпатии, толерантности и честности — упрощаются посредством художественной литературы о Холокосте. В огромных потрясениях Второй мировой войны многие спасатели действовали из альтруизма, добрососедства и любви. Другие были мотивированы деньгами и бросили евреев, когда деньги закончились. Были эгоисты, которые сделали единственный выбор – спасти жизнь. И великодушные люди, которые сделали единственный выбор – отвернуться.

Но в литературе о детях с четко очерченными принципами легче найти моральный вывод. «Белая птица» присоединяется к новой волне усилий, чтобы сделать изучение Холокоста более доступным для относительно маленьких детей, включая выставку о датчанах, которые спасли евреев от нацистов в Музее еврейского наследия в Нью-Йорке, где говорится, что она предназначена для детей от 8 лет и старше. Сторонники такого подхода к материалам о Холокосте утверждают, что детям слишком долго вбивали в голову рассказы о шокирующих зверствах, и дети младшего возраста особенно восприимчивы к историям о справедливости и надежде, которые они могут с большей готовностью сопоставить с опытом в своей жизни.

«Белая птица» наказывает Винсента смертью в стиле сказок братьев Гримм, в которой участвуют волки, которые нападают на него в лесу, пока он гонится за Сарой. Это самый драматичный случай в образах из книги рассказов, который прослеживает детские фантазии в «Белой птице», также включающей воображаемые поездки в Париж и Нью-Йорк из укрытия Сары. Форстер, который перенес фантастические эпизоды из книги Паласио в фильм, сказал, что эмоциональная подлинность истории позволила ему играть с магическим реализмом. «Когда вы рассказываете историю с магическим реализмом, в начале главное — действительно найти основу в реализме», — заявил Форстер JTA. «Вы чувствуете, что история реальна, персонажи обоснованы, мир обоснован — как только вы устанавливаете эту связь, персонажи могут увлечь вас в свое воображение».

Хотя Винсент не получает искупления, Джулиан получает его. Недавний хулиган, названный в честь спасителя Сары, стал другим человеком, узнав о том, как его бабушку преследовали исключительно из-за ее национальности и ее спас другой изгой. Он извиняется перед одноклассницей, с которой грубо обошелся в начале фильма, и даже присоединяется к школьной организации, борющейся за социальную справедливость. «Я действительно думал, что важно, чтобы дети, которые увидели себя в Джулиане — которые сами могут быть хулиганами — понимали, что их пути не предопределены, и одна грубая ошибка не определяет тебя», — заметила Паласио. «У каждого есть шанс начать заново».

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции