Картина, когда-то предназначавшаяся для музея Гитлера, возвращена наследнику коллекционера-еврея
В Германии картина немецкого пейзажиста Карла Блехена была возвращена наследникам двух братьев – евреев, коллекционеров произведений искусства, у которых работа была конфискована нацистами в 1942 году, пишет журналистка «Artnet» Йо Лоусон-Танкред.
Гитлер намеревался выставить ее в своем нереализованном Музее фюрера в своем родном городе Линц, Австрия. Блехен, современник Каспара Давида Фридриха, был одним из выдающихся немецких пейзажистов 19 века, прославившимся своими романтическими идеализациями природной красоты. Его «Долина мельниц близ Амальфи» (ок. 1830 г.) была написана вскоре после его поездки в Италию.
В начале 20 века ее приобрел в Берлине доктор Д. Х. Гольдшмидт и унаследовали его сыновья Артур, издатель, и Ойген, химик. После ноябрьских погромов 1938 года, также известных как «Хрустальная ночь», братья покончили жизнь самоубийством, а их коллекцию произведений искусства унаследовал их племянник Эдгар Мур, который в том же году эмигрировал в Иоханнесбург, Южная Африка, а затем обосновался в США до своей смерти в 1994 году. Между тем произведения искусства оставались в берлинской квартире, которую делили его дяди, пока их не конфисковало гестапо в июле 1942 года.
Работа Блехена теперь возвращена наследнику Мура Федеральным управлением по делам искусств Германии, которое активно изучает происхождение культурных ценностей, принадлежащих правительству в целях реституции произведений, незаконно конфискованных нацистами, в соответствии с Вашингтонскими принципами, принятыми в 1998 году.
«Возвращение произведений искусства имеет большое значение для семьи и ее истории», — заявил представитель наследника Мура. «Мой клиент очень благодарен за сопутствующее признание того факта, что это изъятие произведений искусства стало результатом подстрекательства и преследования братьев доктора Артура Гольдшмидта и доктора Ойгена Гольдшмидта». После того как коллекция Гольдшмидтов была конфискована нацистами, картина Блехена была куплена гитлеровской «Специальной комиссией Линца» в 1944 году для показа в Музее фюрера, проекте, который был бы частью реконструкции города Линца в Австрии в культурную столицу нацистской Германии.
Согласно исследованию Федерального управления по делам искусств и проекта OFP в Бранденбургском государственном архиве Произведение искусства хранилось в «Führerbau», административном здании, которое использовал Гитлер, которое все еще существует в Мюнхене, откуда оно, вероятно, было украдено в 1945 году. В конце 1940-х годов его нашла мюнхенская уголовная полиция, а 10 июня 1949 года американская военная администрация передала ее и ряд других предметов, которые к тому времени не были возвращены, премьер-министру Баварии Гансу Эхарду. В 1952 году она была передана на попечение федерального правительства Германии и официально стала федеральной собственностью в 1960 году, как и другая бывшая собственность Третьего рейха. Совсем недавно она была передана в аренду Фонду музея князя Пюклера — Парку и замку Браниц в Котбусе.
Подробный отчет о том, как были доказаны эти передачи права собственности, предоставлен Федеральным управлением по делам искусств, которое подтвердило, что есть достаточно доказательств того, что можно с уверенностью предположить, что рассматриваемая картина была конфискована у Эдгара Мура в результате нацистских преследований.
«Долина мельниц близ Амальфи» — 69-е произведение искусства, принадлежащее Федеративной Республике Германии, которое было возвращено администрацией. «Расследование изъятия культурных ценностей нацистами является важной частью памяти о тех, кого преследовал нацистский режим», — заявила министр культуры Германии Клаудия Рот в пресс-релизе. «С возвращением картины Карла Блехена, которая была конфискована в результате нацистских преследований, судьбы Артура и Ойгена Гольдшмидта, а также Эдгара Мура теперь становятся немного более заметными».