Канадский судья временно запретил «необоснованные» правила забоя скота
На прошлой неделе судья федерального суда Оттавы запретил новые канадские правила забоя скота, заявив, что они «необоснованные», пишет журналист «Ynet» Дэниел Эдельсон.
Это знаменует собой неожиданную, хотя и временную, победу для органов сертификации кошерности и еврейских организаций в Канаде, которые в марте прошлого года подали в суд на государство, утверждая, что новые правила нарушают их право на свободу вероисповедания и отправление религиозных обрядов. По их словам, новые правила приведут к концу индустрии кошерного убоя в стране, сделав этот процесс экономически невыгодным.
Согласно иску, поданному в федеральный суд в Оттаве, количество заводов по переработке кошерного мяса в Канаде сократилось из-за новых правил, что привело к почти 50%-ному снижению местного производства кошерного мяса. Новые правила, выпущенные Канадским агентством по инспекции пищевых продуктов (CFIA), требуют, чтобы животные, не подвергавшиеся воздействию электрошока, проходили когнитивные тесты, чтобы убедиться, что они находятся в бессознательном состоянии перед убоем. Крупнейшие сертификационные органы Канады подали в суд на государство, утверждая, что новое правоприменение изначально поощряет использование электрошока, что запрещено Галахой (еврейским религиозным законом) и кардинально меняет отрасль. «Как можно себе представить, в коммерческой среде забойщикам необходимо переходить от одного животного к другому относительно быстро. Все требуемые теперь тесты, такие как тесты на рефлекс роговицы и другие, замедляют процесс», — заявил генеральный директор Совета по кашруту Канады Ричард Рабкин при подаче иска.
Истцы утверждали, что текущий метод не является болезненным и столь же гуманен, как и некошерный метод, если не более, потому что животное «почти сразу теряет сознание».
Иск подан на фоне многолетних проблем в отрасли кошерного убоя скота в Европе. В феврале прошлого года Суд Европейского союза одобрил продление запрета на кошерный убой в некоторых регионах Бельгии. Аналогичные запреты на кошерный убой скота существуют также в Дании, Швеции, Финляндии, Эстонии и Словении.
Судья Гай Реджимбальд написал в своем решении, что существуют серьезные вопросы относительно того, являются ли Руководящие принципы CFIA необоснованными и не нарушают ли они права заявителей на свободу вероисповедания. Он также написал, что есть основания полагать, что руководящие принципы могут нанести ущерб защите религии, предусмотренной в Канадской хартии: «Представленные доказательства демонстрируют потенциальную возможность непоправимого вреда, который не может быть адекватно компенсирован возмещением ущерба». Судья также сослался на снижение местного производства кошерного мяса, заявив: «Доказательства показывают, что телятину практически невозможно достать, а говядина, оставаясь доступной, стоит дорого. В результате многие евреи не смогут получить доступ к кошерной говядине и телятине либо потому, что ее просто нет, либо ее стоимость непомерно высока. В течение этого времени они не могут есть мясо, которое играет особую роль в еврейской традиции, особенно в еврейские праздники. Такая ситуация не поддается количественной оценке и не подлежит адекватной компенсации в виде ущерба и представляет собой непоправимый вред».
Судебный запрет вступил в силу немедленно и будет действовать до тех пор, пока судебный процесс не будет закончен.
Раввины, лидеры общины и юристы, выступавшие на слушании, просили судью сохранить статус-кво до принятия окончательного решения, чтобы предотвратить «непоправимый вред» еврейской общине и религиозной свободе. Они утверждали, что CFIA заявила, что она «остается открытой для новых научных открытий, которые могут поддержать благополучие животных», но сама не предоставила доказательств для новых руководящих принципов и проигнорировала представленные еще в июне доказательства, утверждающие, что кошерный убой действительно гуманен и соответствует руководящим принципам агентства. Ученые, неврологи, врачи и забойщики — как евреи, так и неевреи — дали письменные показания, поданные за две недели до слушания, о том, что кошерный убой сам по себе достаточен, чтобы вызвать нечувствительность у животного, и что оно не может почувствовать боль почти сразу. Законы о кошерном убое требуют, чтобы животные были здоровы перед убоем.
Согласно иску, внезапная и быстрая потеря кровяного давления быстро и безболезненно приводит к тому, что животное оказывается без сознания, поэтому оно не страдает.
Еврейские общины в разных странах внимательно следят за событиями в Канаде, опасаясь, что новые правила могут создать прецедент для подобных ограничительных мер в других местах. Решение судьи Регимбальда дает им некоторую надежду. «Это только начало», — заявил раввин Саул Эмануэль, один из истцов. «Мы должны продолжать бороться за наши религиозные права и гарантировать, что правительство и регулирующие органы понимают важность кошерного убоя для еврейской общины».