Хасиды и хасидизм

Как хасид-парламентарий не спасовал перед советским руководством

Довид Марголин. Перевод с английского Светланы Силаковой 19 июля 2024
Поделиться

Материал любезно предоставлен Chabad.org

Когда Шестого Ребе арестовали, депутат латвийского парламента Мордехай Дубин бросился на выручку

В ночь на среду 15 июня 1927 года в Ленинграде, как только минула полночь, агенты ОГПУ ворвались в  квартиру шестого Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона, да будет благословенна память о нем, и арестовали его.

В последующие трудные месяцы многие люди, среди которых были и евреи, и неевреи, сыграли важную роль в борьбе за освобождение Ребе. Но один человек выделяется особо — Мордехай Дубин. То был влиятельный лидер еврейской общины в независимой тогда Латвии: Дубин был рош а-каалом Рош а-каал — здесь «глава общины». — Здесь и далее примеч. перев., если не указано иное. Рижской еврейской общины и выборным представителем, участвовавшим во всех заседаниях сейма (латвийского парламента) вплоть до его роспуска в 1934 году.

До избрания в парламент он был членом временных органов власти — Народного совета Латвии и латвийского Учредительного собрания. Дубин, самоотверженный и благочестивый хасид движения Хабад-Любавич, известный тем, что в шабат непременно подолгу молился, совмещал две функции: стародавнюю роль штадлана В Европе представитель, защищавший интересы еврейской общины или ее отдельных членов перед властями. Дольше всего институт штадланов сохранялся в Российский империи — до второй половины XIX века. (ходатая по делам евреев) и умудренного современного политика. Любопытно, что он возглавлял в Латвии политическую партию «Агудас Исроэл», хотя в 1909 году Хабад официально вышел из всемирной организации «Агуда».

Меж тем как в других европейских странах ортодоксальная «Агуда» представляла интересы своего, так сказать, естественного электората, евреев-харедим, в Латвии таких евреев было немного. Тем не менее, в Латвии «Агудас Исроэл» была самой популярной еврейской политической партией, за нее неизменно голосовали евреи самых разных убеждений, в том числе несоблюдающие. Секрет популярности крылся не в программе партии, а в человеке, который возглавлял ее в Латвии, — в Дубине.

Слева: Шестой Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон в день прибытия в Ригу 21 октября 1927 года. Мордехай Дубин справа (в котелке и галстуке-бабочке)

Дубина любили именно за то, что он «не делал различий между евреями, обращался со всеми ними как с равными, его не волновало, голосовал ли за него человек, которому он подает руку помощи. Так, он изо всех сил добивался освобождения молодого еврея, которого арестовали за незаконную деятельность в помощь коммунистам, и столь же рьяно пекся о том, чтобы в дни еврейских праздников евреев-военнослужащих отпускали в увольнение. Он хлопотал о разрешении на коммерческую деятельность для торговца льном, требовал государственной поддержки для синагог или ешив, голосовал в [сейме] за правительственную субсидию Еврейскому театру» Isaac Maor (Meirson). The Jews in Latvia. Tel Aviv, 1971. Р. 84. Примеч. авт. .

2 июня 1927 года Латвия подписала торговый договор с СССР.  В экономическом отношении Латвия нуждалась в нем гораздо больше, чем советская сторона, но у большевиков были свои резоны для заключения этой договоренности. Однако из-за обоснованных опасений, что СССР мало-помалу захватит Латвию (в дореволюционный период эта территория около 200 лет была в составе Российской империи), в Риге договор, требовавший ратификации в сейме, встретил сильное внутреннее сопротивление.

На тот момент у партии Дубина было два депутатских мандата. Не прошло и двух недель, как Ребе арестовали, и Дубин, которому в то время было 38 лет, оказался в выгодном положении для жестких переговоров с Москвой.

«Мордехай Дубин, человек истово верующий, просто не мог не воспринять обстоятельства вокруг ратификации торгового договора как дар небес, — писал Авраам Годин, с 1929 года работавший у Дубина секретарем. — Все идеально совпало по времени» Avraham Godin. Latvian-Jewish Statesman, Chassid and Martyr: Mordechai Dubin. Jerusalem, 2000. Примеч. авт. .

В те месяцы — весной, летом и осенью 1927 года — на международной арене с ураганной скоростью происходили разные события, и каждое, казалось, объяснялось вполне естественными причинами, но каждое событие сыграло конкретную роль в усилиях, увенчавшихся чудесной развязкой.

Мордехай Дубин. Фото из его латвийского паспорта. Начало 1920-х

 

 

Репрессии за религиозную деятельность и сопротивление

Война с религией с самого начала была одним из столпов большевистской идеологии. Карл Маркс, как известно, объявил религию «опиумом для народа», но Владимир Ленин относился к ней, как пишет Роберт Конквест, «намного жестче и неприязненнее». На взгляд Ленина, власть Б-га была самой страшной угрозой коммунистическому идеалу. «Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических <…> гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная <…> идея боженьки» Письмо к А. М. Горькому 13-14 ноября 1913 года. , — писал Ленин. Нормы этики, опирающиеся на веру в Б-га, были несовместимы с ленинским определением нравственности, согласно которому нравственно «то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества» Robert Conquest. Religion in the USSR. London, 1968. Р. 7-8. Примеч. авт. Цитата из речи Ленина на III съезде РКСМ. Примеч. перев. .

Придя к власти в России путем революции и гражданской войны, новый большевистский режим вознамерился искоренить веру во что бы то ни было, кроме веры в Человека. Такими способами, как идеологическая обработка, общественное и финансово-материальное давление, физическое запугивание и грубые насильственные меры, большевики уничтожали религиозную жизнь в Советском Союзе. И никто не вел этот «крестовый поход» так ревностно, как Евсекция — еврейские секции Коммунистической партии: ведь их члены считали нужным продемонстрировать всем, что они «евреи правильного сорта» Вопреки распространенному мнению, изначально среди членов партии большевиков было мало евреев. Евреи, настроенные революционно, предпочитали вступать в Бунд или в другие фракции Российской социал-демократической партии (большевики были лишь одной из частей РСДРП). Правда, в Центральном комитете партии большевиков (а они в конце концов разогнали все конкурировавшие с ними социалистические партии) впрямь было много евреев, но все они происходили из глубоко ассимилированных семей. В 1922 году среди большевиков, вступивших в партию до 1917 года, насчитывалось менее тысячи евреев. См.: Zvi Gitelman. Jewish Nationality and Soviet Politics. Princeton, 1972. Р. 105 Примеч. авт. . Как поясняла лидер Евсекции Эстер Фрумкина: «Есть опасность, что массы могут подумать, будто иудаизм исключен из антирелигиозной пропаганды, и, значит, евреи-коммунисты должны быть еще более безжалостны с раввинами, чем коммунисты-неевреи со священниками» Фрумкина сказала это Борису Богену из «Джойнта». Цит. по: Цви Гительман. Беспокойный век: Евреи России и Советского Союза с 1881 г. до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 2008. . Один коммунист-нееврей восхищенно заметил: «Было бы здорово увидеть, как русские коммунисты врываются в монастыри в священные праздники так же, как коммунисты-евреи делают это на Йом Кипур» Zvi Gitelman. Р. 304. Об особой ярости нападок на иудаизм в 1920-х годах см. также: Richard Pipes. Russia Under the Bolshevik Regime. New York, 1993. Р. 362-366. Примеч. авт. .

Однако у традиционного иудаизма было преимущество — непокорность. «Самое упорное и, возможно, самое эффективное сопротивление революции «на еврейской улице» оказывала еврейская религиозная община», — заметил историк Цви Гительман. А бесспорным лидером этого сопротивления был Шестой Ребе Хабада, рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон Zvi Gitelman. Р. 291, 306-307. Примеч. авт. .

Сложенные в штабель свитки Торы, оскверненные во время большевистской антирелигиозной кампании. Витебск, 1921 год. Фото из Центрального сионистского архива

 

Не воспользовавшись ни одной из возможностей покинуть Россию, отклоняя все приглашения, Ребе — самый видный из остававшихся в СССР еврейских лидеров — всецело отдался делу укрепления еврейской жизни по всей огромной империи.

Он занимался этим вдумчиво и систематически, поручая учащимся и выпускникам «Томхей тмимим» (ешивы, основанной его отцом и предшественником в 1897 году) занимать должности раввинов, шойхетов и учителей в больших и малых еврейских общинах. Сознавая огромную важность еврейского образования, он основал широкую сеть подпольных ешив для маленьких детей и учеников постарше Kovetz Lubavitch. 12 Tammuz-18 Elul 5705 (1945). Примеч. авт. .

Всем этим он завоевал восхищение евреев в стране и за рубежом, но также навлек на себя особую неприязнь большевиков, особенно Евсекции. В 1924 году власти принудили Ребе переселиться с юга России, из Ростова-на-Дону, где он прочно обосновался, в Ленинград, где за ним проще было наладить слежку. Однако после его приезда власти обескураженно обнаружили, что традиционная еврейская жизнь в городе возрождается.

В мае 1927 года «Ленинградская правда»  возмущенно сообщала, что растущий интерес к иудаизму, пробужденный Шнеерсоном, наблюдается «не только со стороны  еврейских буржуазных элементов, но и более или менее широких кругов евреев-трудящихся» «Ленинградская правда» от 20 мая 1927. Цит. по: Михаэль Бейзер. Евреи Ленинграда. 1917-1939. Иерусалим, 1999. Р. 205. Примеч. авт. .

Через месяц Ребе арестовали.

Рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон

 

 

Паранойя коммунистов и неспокойная международная обстановка

К 1927 году большевики упрочили свою власть, и Сталин практически застолбил за собой положение не имеющего соперников наследника Ленина. Перед ним встала другая проблема — как управлять страной: ведь у управленца свои навыки и умения, а у революционера — свои.

«Почти все проблемы, — пишет Стивен Коткин, автор биографии Сталина, — можно объяснить тем, на чем держалось могущество режима, — идеями коммунизма».

Объявить миру, что намереваешься сделать революцию не только в своей стране, но и в остальных, — знак верности коммунистической теории, но плохой рецепт для международных отношений. Да и марксистско-ленинская экономика на практике работала не так хорошо, как выглядела на бумаге.

«Проблемы революции разбудили паранойю в сознании Сталина, — пишет Коткин, — а Сталин разбудил паранойю, неотъемлемо присущую революции. В 1926-1927 годах наблюдалось взаимное усиление этих параноидальных расстройств, повлекшее их качественные изменения…» Stephen Kotkin. Stalin: Paradoxes of Power 1878-1928. New York, 2014. Р. 597. Примеч. авт.

Паранойя неотъемлемо присуща коммунистической идеологии, поскольку, с точки зрения этой идеологии, недруги повсеместно силятся подавить революцию Как объяснял Ленин в апреле 1921 года: «Будущее очень благоприятно. Но никоим образом нельзя смешивать этих двух деятельностей: с одной стороны, агитационной, которая приближает это будущее, и, с другой стороны, умение сейчас устроиться так, чтобы в капиталистическом окружении существовать... Сейчас мы либо используем вражду между трестами, либо мы окажемся неприспособленными к капиталистическим особенностям и существовать в системе капиталистического окружения не сможем». Цит. по: Ленин В. И. Доклад о концессиях // Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1974. Т. 43. . Для Сталина мысль, что капиталисты-контрреволюционеры слаженно стараются взять в кольцо и уничтожить молодое советское государство, была не циничным доводом агитатора, а глубоко въевшимся, ортодоксальным марксистско-ленинским убеждением Сталин, верный ученик Ленина, на XV съезде партии в декабре 1927 года заявил: «Наша страна, товарищи, живет и развивается в условиях капиталистического окружения. Ее внешнее положение зависит не только от ее внутренних сил, но и от состояния этого капиталистического окружения, от положения капиталистических стран, окружающих нашу страну…» См.: Kotkin. Р. 652. Примеч. авт. . Считалось самоочевидным, что есть и внутренние противники, действующие рука об руку с этими внешними врагами Ibid. Р. 636. Примеч. авт. . Зимой 1926-1927 годов по Москве разнеслись слухи, что западные капиталистические державы готовят какое-то нападение, возможно даже войну. «ОГПУ сообщило, что [такая война] может принять форму польско-румынской агрессии — мол, Варшаву и Бухарест подтолкнут к атаке и поддержат Великобритания и Франция, а в агрессию, вероятно, будут вовлечены Латвия, Литва, Эстония и Финляндия…» Ibid. Р. 616. Примеч. авт.

Под подозрением находились все страны, но с наибольшим беспокойством Сталин смотрел на Великобританию. Его опасения усилились, когда 12 мая 1927 года британская полиция начала обыски (продлившиеся четыре дня) в конторе АРКОС АРКОС (англ. Arcos, All Russian Cooperative Society Limited, Всероссийское кооперативное акционерное общество) — советская хозяйственная организация в Великобритании. Была учреждена в 1920 году для ведения торговли между РСФСР и Англией и зарегистрирована в английском министерстве торговли как частная компания. Вела деятельность с перерывами до начала Второй мировой войны. , Всероссийского кооперативного общества в Лондоне, находившейся в том же здании, что и официальное торговое представительство СССР. Британцы обвинили сотрудников советской торговой организации в злоупотреблении «их экстерриториальными правами и дипломатической неприкосновенностью посредством вмешательства во внутренние дела Великобритании» Edgar Anderson. ‘The USSR Trades with Latvia: The Treaty of 1927’. Slavic Review 21, №. 2 (1962). Р. 305. Примеч. авт. .

27 мая британская сторона ошеломила Сталина, разорвав дипломатические отношения с СССР. Удар был болезненный, особенно потому, что Великобритания была одним из крупнейших торговых партнеров СССР Kotkin. Р. 632. Примеч. авт. .

Через неделю с небольшим, 7 июня, террористическая ячейка белоэмигрантов успешно взорвала в Ленинграде бомбу, в результате чего один человек погиб и еще двадцать пять было ранено. В тот же день на перроне вокзала в Варшаве был убит советский посол в Польше Петр Войков, провожавший выдворенных из Великобритании советских дипломатов, которые возвращались через Польшу в Москву. В ответ на убийство Войкова Сталин написал: «Чувствуется рука Англии».

8 июня, отмечает Коткин, «ОГПУ получило дополнительные внесудебные полномочия, в том числе были вновь созданы чрезвычайные суды — так называемые «тройки» — для ускоренного рассмотрения дел…» Аресты и казни в масштабах, не виданных со времен Гражданской войны и «красного террора», последовали незамедлительно. Помимо всего прочего, в Ленинграде начались массовые аресты предполагаемых «террористов-белогвардейцев» Ibid. Р. 634-35. — Примеч. авт .

Нарком иностранных дел СССР Георгий Чичерин (слева) с советским послом в Польше Петром Войковым за несколько минут до убийства Войкова. Варшава, 7 июня 1927 года

 

Воспользовавшись этим приступом кровожадной паранойи, Евсекция подтолкнула ОГПУ к аресту рабби Йосефа-Ицхака. Много лет спустя, в 1965 году, его зять и преемник, Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон, да будет благословенна память о нем, вспоминал: «Арест произошел в крайне напряженной обстановке — как раз в это время в Польше убили русского посла. Поэтому правительство решило убить определенное количество своих подданных» Torat Menachem 5725. Vol. 4. Brooklyn, 2010. Р. 83. Примеч. авт. . Ребе отмечал, что эта ситуация — ужесточение репрессий в отместку за Войкова — сохранялась в первые несколько дней после ареста рабби Йосефа-Ицхака Rabbi Menachem M. Schneerson. Igrot Kodesh Vol. 32. Brooklyn, 2015. Р. 258. Примеч. авт. .

 

Первый этап кампании по спасению Ребе

В первые же сутки после ареста в Ленинграде и Москве были созданы Две основополагающих работы о событиях, связанных с 12-13 тамуза, это тюремный дневник самого рабби Йосефа-Ицхака «Решимас а-маасар», изданный на английском под названием «A Prince in Prison», и брошюра «Ди Йисурим фун Любавичер реббен ин Совьет Руссланд» («Испытания Любавичского Ребе в Советской России»). В то время как дневник рабби Йосефа-Ицхака проливает свет на то, что он пережил в заключении, «Йисурим» в основном повествует о событиях «на воле», вне тюрьмы. «Йисурим», написанная на идише и изданная в 1930 году в Риге без указания имени автора, в 2012 году целиком переведена на английский усилиями Sichos In English и включена в Likkutei Dibburim Vol. 6 (см. на сайте Chabad.org). В «Йисурим» не указаны имена многих, кто приложил усилия к спасению Ребе в России, поскольку на момент публикации эти люди все еще находились в СССР, а значит им угрожала непосредственная опасность. Покойный рабби Йеошуа Мондшайн утверждал, что автором «Йисурим» был рижский журналист Элимелех Йоссельсон (Й. Элимелех), «Софер, сефер весиппур» (Иерусалим, 2021. С. 408–409). Йоссельсон был религиозным сионистом, учился в ешиве рава А.И. Кука в Иерусалиме, а затем вернулся в Ригу и писал статьи для газеты «Фриморгн». Он был убит во времена Холокоста. См.: Яхадут Латвия. Тель-Авив, 1953. С. 391. Примеч. авт. чрезвычайные комитеты спасения, куда вошли видные деятели еврейской общины.

В четверг днем рабби Шмарьяу Гурари, старшего из зятьев Шестого Ребе, направили в Москву, чтобы он лично сообщил там последние новости из Ленинграда. Затем состоялось совещание, где наметили три направления действий в целях освобождения Ребе.

1. Воспользоваться личными контактами с сотрудниками ленинградского ОГПУ.
2. Обратиться напрямую к советскому руководству в Кремле.
3. Заручиться поддержкой мирового еврейства и международного общественного мнения.

Незадолго до этого, в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией, Сталин наделил ОГПУ чрезвычайными полномочиями и поощрял их применение. Поскольку Ребе находился в руках ленинградского ОГПУ, а оно было центром широкой кампании репрессий, комитеты решили взывать к местным руководителям в Ленинграде, а не обращаться через их голову к московским начальникам. Однако в конце недели просочилась информация о том, что ленинградское ОГПУ намерено казнить рабби Йосефа-Ицхака.

Утром в шабат 18 июня ленинградский комитет отправил в Москву посыльного с этой ужасающей вестью. Тут все рассудили, что терять больше нечего и необходимо обратиться к высшим советским властям в Москве Likkutei Dibburim. Vol. 6. Chapter 68 (Yisurim). Section 7. Примеч. авт. .

Немедля были отправлены срочные телеграммы, адресованные в Кремль. «Пятнадцатого июня в Ленинграде по приказу Л(енинградского) ОГПУ был арестован рабби Шнеерсон, — говорилось в срочной телеграмме Московского комитета на имя главы государства Михаила Калинина. — Рабби Шнеерсона глубоко почитают много десятков тысяч евреев СССР». Отметив, что Ребе не имеет никакого отношения к политической деятельности, комитет от имени московской еврейской общины попросил как можно скорее освободить Ребе В пятницу, 17 июня, ленинградская еврейская религиозная община срочно отправила главе Ленинградского ОГПУ письмо, выдержанное в похожих выражениях. См.: ГАРФ. Ф. 8409. Оп. 1. Д. 195. Примеч. авт. .

Одновременно члены комитета известили об аресте Ребе крупнейшие еврейские общины всей страны, надеясь таким образом собрать сотни тысяч подписей под петицией против заключения Ребе под стражу. Было объявлено о публичном посте в понедельник и четверг на следующей неделе. Одним из самых эффективных шагов московского комитета стало решение заручиться поддержкой Екатерины Пешковой, возглавлявшей Политический Красный Крест Пешкова была среди руководителей московского комитета Политического Красного Креста. В описываемый период организация называлась «Помощь политическим заключенным». в России, — первой жены легендарного писателя Максима Горького.

Пешкова несколько раз лично встречалась с председателем ОГПУ Вячеславом Менжинским и председателем правительства СССР Алексеем Рыковым. На тот момент за пределами СССР еще не знали об аресте Ребе, и, вероятно, в основном благодаря усилиям Пешковой в те первые несколько дней смертный приговор Ребе отсрочили Likkutei Dibburim (Yisurim). Section 7. Об усилиях Пешковой см. также: Section 9, Section 10. Примеч. авт. .

 

Мобилизация усилий на международном уровне

Новость об аресте Любавичского Ребе в СССР стала широко известна на Западе только после того, как 28 июня 1927 года (28 сивана Любопытно, что в 1941 году в тот же день еврейского календаря – 28 сивана – седьмой Ребе и его супруга, ребецн Хая-Мушка, прибыли в Америку. См.: Chabad.org/1558704. Примеч. авт. ), почти через две недели после ареста, ее распространило Еврейское Телеграфное Агентство (ЕТА).

«Знаменитый Любовичер Ребе Шнеерсон <…> очень уважаемая и чтимая фигура,  — говорилось в сообщении ЕТА. — Его арест вызвал огромное волнение среди еврейского населения» Jewish Daily Bulletin. «Любавичер Ребе взят под арест». 28 июня 1927 года. Можно предположить, что новость просочилась на Запад еще раньше, например, в Palestine Bulletin есть небольшая заметка из Риги, датированная 27 июня: в ней сообщается, что «в Ленинграде арестован знаменитый «цадик» <…> из Любавичей, ребе Шнеерсон». И все же, очевидно, именно сообщение ЕТА от 28 июня впервые привлекло широкое внимание к этому делу и стало толчком к протестам на международном уровне. Примеч. авт. .

Евреи всего мира испытали шок. «Пришла печальная весть, — телеграфировал главный раввин Святой Земли Авраам-Ицхак Кук из Иерусалима в Нью-Йорк, в Американский еврейский объединенный распределительный комитет (Джойнт). — Рабби Шнеерсон из Любавича арестован в Ленинграде <…> Приложите все усилия ради спасения, телеграфируйте о результатах» JDC Archives, 1921-1932 New York Collection, USSR: Subject Matter, Cultural and Religious, 1927 January-July, Telegram from Chief Rabbi Cook to the Joint Distribution Committee and Central Relief Committee, June 29, 1927. Примеч. авт. .

«Добавьте молитв!» Просьба о дополнительных молитвах за спасение рабби Йосефа-Ицхака, исходившая от ашкеназского бейт-дина Иерусалима. В объявлении указано полное имя Ребе и имя его матери, есть список конкретных псалмов, которые следует читать, и призыв провести специальное молитвенное собрание у Западной стены 6 тамуза (6 июля 1927 года). Просьбу подписали члены бейт-дина: р. Мордехай-Лейб Рубин, р. Дов-Цви Креленштейн и р. Ицхак Франкель

 

Новость обрушилась на Ригу, когда многие местные евреи отдыхали на пляжах Рижского взморья.

«О, как мне запомнилось то утро на Рижском взморье! — написал Годин. — На первых страницах газет крупным жирным шрифтом было напечатано известие [об аресте Ребе]» Godin. ‘Chapter 3: Saving the Lubavitcher Rebbe, Agudah Leader, and the Nationalist Regime.’ Примеч. авт. .

Как и в России, в Латвии объявили день поста и молитвы, а корпункт ЕТА в Риге «постоянно осаждали последователи Ребе, выспрашивая, нет ли свежих новостей» Jewish Daily Bulletin. ‘Chassidic Followers Rejoice Over Rabbi’s Release From Prison,’ July 3, 1927. Примеч. авт. .

1 июля эта коллективная скорбь и тревога сменилась ликованием, когда из Ленинграда поступило ошибочное сообщение об освобождении Ребе. На следующий день эту новость опровергли, что ввергло евреев Латвии в полное замешательство Jewish Daily Bulletin. ‘Schneurson, Famous Chassidic Leader, is Released by Soviets,’ July 1, 1927. Примеч. авт. .

Новость вызвала возмущение на международном уровне. 30 июня, в ответ на лавину таких же, как обращение рава Кука, телеграмм с мольбами хоть что-нибудь сделать ради спасения Ребе, сотрудник «Джойнта» доктор Джозеф Розен (он постоянно работал в Москве, но как раз в это время наведался в Нью-Йорк), отправил телеграмму видному большевику Петру Смидовичу: «Слухи об аресте рабби Шнеерсона в Ленинграде произвели крайне неблагоприятное впечатление на наших здешних друзей <…> Если слухи верны, будем благодарны вам за <…> всю возможную помощь» JDC Archives, 1921-1932. New York Collection, USSR: Subject Matter, Cultural and Religious. 1927, January-July, Telegram from Rosen to Smidowith, June 30, 1927. Примеч. авт. .

Хотя в то время США не поддерживали дипломатических отношений с СССР, американские евреи (самую заметную роль среди них играли братья Крамер, Хаим-Залман (Хайман) и Йекусиэль (Сэм)) обратились за поддержкой к разным официальным лицам США, прося их надавить на советское правительство. Откликнулся, в том числе, Уильям Бора, сенатор от Айдахо — глава сенатского комитета по международным делам, давний и главный поборник признания СССР Вашингтоном; советское руководство прекрасно знало о его позиции Rabbi Shalom DovBer Levine. Toldot Chabad B’Artzot Habrit. New York, 1988. Р. 32. Подробнее о позиции Боры, выступавшего за сближение с СССР в период, когда США не признавали страну, см.: John Lewis Gaddis. Russia, the Soviet Union, and the United States: An Interpretive History. Ohio, 1978. Р. 97-112. В 1928 году Джером Дэвис стал первым в истории американцем, который взял интервью у Сталина. Дэвис смог договориться об интервью «под тем предлогом, что он мог посодействовать дипломатическому признанию Советского государства Соединенными Штатами», у него также было рекомендательное письмо от сенатора Боры. См.: Kotkin. Р. 610, 846. Примеч. авт. .

Одновременно в Германии, у которой были дипломатические отношения с СССР, началась своя кампания по спасению Ребе, которую возглавили рабби Меир Гильдесхаймер и Лео Бек. Они заручились поддержкой Оскара Кона Оскар Кон (1869–1934) - выдающийся немецкий еврейский политический лидер, в период Веймарской республики в Германии некоторое время был заместителем министра юстиции, активно участвовал в деятельности сионистско-социалистической организации «Поалей Цион». После прихода Гитлера к власти уехал из Германии в Париж, где и умер в эмиграции в 1934 году. См.: Jewish Daily Bulletin. ‘German Exile, Once a Cabinet Official, Dead,’ Nov. 1, 1934. Примеч. авт. , еврея, экс-депутата рейхстага от фракции социал-демократов, а затем все вместе встретились с министром иностранных дел Германии. За этим последовала встреча с заместителем канцлера Германии, который был хорошо знаком с советским послом в Берлине Николаем Крестинским. В последующие месяцы работа этой немецкой группы внесла решающий вклад в многочисленные усилия ради спасения Ребе Likkutei Dibburim (Yisurim), Section 9. Примеч. авт. .

Оскар Кон, экс-депутат немецкого рейхстага от фракции социал-демократов, активист «Поалей Цион»

Благодаря всему этому вниманию и усилиям приговор Ребе смягчили, заменив казнь 10 годами каторги на севере, на Соловках (Соловецких островах). Вскоре отменили и этот приговор, и 3 июля (3 тамуза) Ребе освободили из-под стражи и сослали на три года в Кострому Likkutei Dibburim (Yisurim). Section 9, Section 10, Section 11. Примеч. авт. . Но не прошло и десяти дней, как рабби Йосефу-Ицхаку сообщили, что он получает полную свободу и ему разрешают на следующий же день вернуться домой.

Хотя с тех пор хасиды отмечают эти дни — 12-13 тамуза по еврейскому календарю — как праздник освобождения, положение Ребе оставалось небезопасным. В Ленинграде власть имущие, раздосадованные его освобождением, искали любую возможность повторно арестовать еврейского лидера. Как можно было обеспечить безопасность рабби Йосефа-Ицхака?

В этот опасный момент Дубин лично померился силами с Советами.

 

Торговый договор с Латвией — документ, от которого зависело очень много 

Латвийская республика, провозглашенная в 1918 году, проявила себя как независимое крохотное европейское государство с демократическим, хотя и довольно хрупким устройством. Для еврейской общины Латвии это стало началом своеобразного «золотого века». Трудности сохранялись, но еврейская жизнь бурлила.

В межвоенный период в Латвии имелись синагоги, еврейские больницы, институты соцобеспечения и множество еврейских школ, представлявших различные течения иудаизма. Все они временами получали государственные субсидии.

Тем временем бывшие соотечественники латвийских евреев, жившие в советской России, ощутили на себе всю тяжесть коммунистического гнета. Рабби Йосеф-Ицхак взял на себя опасное дело — организацию еврейского религиозного сопротивления и руководство им. Но национализация частной собственности, осуществленная большевиками, создала дополнительные помехи: многие последователи Ребе, занимавшиеся филантропией, теперь сами остались без гроша. Крупнейшая еврейская община мира внезапно обнаружила, что заперта в своей стране и отчаянно нуждается в зарубежной поддержке. Тем временем многие евреи в Западной Европе и Америке не могли взять в толк, насколько тяжелая сложилась ситуация в советской России и как стремительно она ухудшается Когда в 1930 году была волна арестов раввинов в СССР, богатый немецко-американский банкир Феликс Варбург, председатель «Джойнта», телеграфировал: «Мы должны иметь в виду, что, хотя российское правительство проводит единую политику в отношении религии в соответствии со своими нынешними воззрениями, евреев как таковых не выделяют из общего ряда (...) Все мы осуждаем преследования людей за их религию, где бы они ни происходили, но мы должны помнить, что ни одна страна не борется с антисемитизмом так жестко, как Россия (…) там в нескольких случаях объявляли антисемитизм даже преступлением, караемым смертной казнью». См.: JDC Archives, 1921-1932. New York Collection, USSR: Subject Matter, Cultural and Religious, 1930-1932, Telegram from Felix M. Warburg to Rabbi Solomon Goldman, March 7, 1930. Примеч. авт. .

Мордехай Дубин (второй слева) был членом всемирного исполнительного органа организации «Агудас Исроэл» и движущей силой ее «Кнесия Гдола» (Великого собрания) в 1937 году в Мариенбаде, Германия. Вместе с Дубиным на этой встрече Моецет Гдолей а-Тора «Агуды» запечатлены р. Залман Сороцкин из Луцка, р. Иеуда-Лейб Цирельсон из Кишинева, Садигурский Ребе — р. Авраам-Яаков Фридман, Ребе из Гур — р. Авраам-Мордехай Альтер (отвернулся от камеры), р. Йосеф-Цви Душинский и р. Эльхонон Вассерман. Крайний слева за столом с ближней стороны — Шимон-Ицхак Виттенберг, любавичский хасид, заседавший вместе с Дубиным в сейме

С самого начала Дубин использовал любую возможность, чтобы привлечь внимание к бедственному положению российского еврейства. Например, на самом первом «Кнесия Гдола» всемирного движения «Агудас Исроэл», проведенном в Вене в августе 1923 года, «депутат Дубин из Латвии заявил, что “Кнесия” — собрание неполное ввиду отсутствия представителей русского еврейства, которое “стонет под властью большевиков”» Jewish Telegraphic Agency Bulletin. ‘Agudath Israel In Session in Vienna,’ Aug. 16, 1923. Примеч. авт. .

Дубин не только заступался за евреев, находившихся в СССР, но и играл важную роль в содействии нелегальным еврейским иммигрантам: они пробирались через границу в Латвию, многие из них надеялись оттуда перебраться в США. Он тесно сотрудничал с рижским отделением ХИСЕМ (европейской организации, связанной с ХИАС, «Обществом помощи еврейским иммигрантам»), а после того, как в 1924 году Соединенные Штаты ввели жесткие квоты на прием иммигрантов, помогал с трудоустройством и легализацией тем, кто поневоле застрял в Латвии Godin. ‘Chapter 2: Dubin Becomes Leader of Latvian Jewry.’ Примеч. авт. .

В 1920-х годах Латвия, которая на протяжении тысячи лет была ареной, где сталкивался Восток с Западом, взяла на себя важную роль в американо-советских отношениях. Поскольку в Москве не было американского посольства, именно американское диппредставительство в Риге служило центром обмена информацией о положении дел в СССР Gaddis. Р. 107. Примеч. авт. .

Но у Латвии были свои сложности, не в последнюю очередь экономические. Первая мировая война опустошила Латвию, но никаких репараций от Германии ей не полагалось. До обретения независимости латвийские глубоководные порты были крупными перевалочными пунктами для торговли, которую вела Российская империя, но теперь Латвии приходилось рассчитывать только на собственные силы. «Латвия не могла конкурировать с западными фирмами в европейской торговле, а между тем она потеряла российский рынок и свою роль транзитера», — пояснял Коткин. В результате молодая страна «поглядывала на СССР, видя в связях с ним возможность восстановить свою экономику и сделаться мостом между Востоком и Западом» Коткин, личная переписка с автором статьи, 5 марта 2020 года. Примеч. авт. .

1 мая 1927 года в Москву прибыла латвийская делегация, чтобы вступить с СССР в переговоры о торговле. Вскоре после их начала в Москве британские власти провели обыск в лондонской конторе АРКОС, а еще несколько недель спустя Великобритания разорвала дипломатические отношения с СССР. Руководители Латвии хоть и опасались с минуты на минуту оказаться в самой гуще войны двух великих держав, отважились на решительный шаг и 2 июня 1927 года, после месяца трудных переговоров, подписали латвийско-советский торговый договор Anderson. Р. 305. Примеч. авт. .

СССР, со своей стороны, не особенно нуждался в торговом договоре с крохотной страной Балтии. Правда, поступавшие оттуда    промышленные товары ему бы пригодились, но истинной целью, по словам Коткина, было «посеять раздор между тремя странами Балтии» Коткин, личная переписка с автором статьи, 5 марта 2020 года. Примеч. авт. . Как бы параноидально большевики ни страшились капиталистического окружения, особенно опасной им казалась идея использовать бывшие российские территории как плацдарм для действий против них.

Летом того года, во время кризиса в отношениях с Великобританией, советский комиссар иностранных дел Георгий Чичерин «неоднократно предупреждал страны Балтии, что готовность добровольно служить пешками западных держав в антисоветской коалиции когда-нибудь обернется для них потерей независимости» Kotkin. Р. 616. Примеч. авт. .

Иначе говоря, торговый договор с латвийской стороной был шагом в попытке отколоть Латвию от Запада, то есть к осуществлению главной цели Советов.

1922 год. Избирательный бюллетень «Агудас Исроэл» на выборах в сейм Латвии. Указаны имена Мордехая Дубина и Реувена Виттенберга (в латышской орфографии)

Итак, договор подписали, но он подлежал ратификации в сейме, а в Латвии горячо спорили о том, благоразумно ли это. Когда два депутата сейма, представители правящей коалиции, объявили, что проголосуют против торгового договора, поскольку опасаются, что он побудит осмелеть латвийских коммунистов, два голоса партии «Агуда» внезапно стали огромной ценностью. Дубин решил воспользоваться голосами своей фракции как рычагом влияния, чтобы обеспечить безопасность Ребе Godin. ‘Chapter 3: Saving the Lubavitcher Rebbe, Agudah Leader, and the Nationalist Regime.’ Примеч. авт. .

 

Дубин в Стране Советов

В прошлом Дубин не чурался делать антисоветские заявления, а за восемь лет до описываемых событий сам имел неприятное столкновение с большевиками, когда те ненадолго захватили власть в Латвии. Он мало полагался на свой статус парламентария — сам отмечал, что к тому времени в СССР многие люди исчезли, хоть и обладали такой неприкосновенностью.  Собственно, всего 14 лет спустя Дубин снова окажется в СССР, на сей раз в качестве заключенного При советской власти в Латвии Дубина арестовывали два раза — в 1941 году (тогда его отправили вглубь России и в конце года выпустили) и в 1948 году. После второго ареста он был приговорен к 10 годам тюрьмы, там заболел и был переведен в психиатрическую больницу, где и скончался. , и в конце концов осенью 1957 года скончается в советском лечебном учреждении.

Однако в той ситуации, прибыв в Москву, он обнаружил, что с ним обходятся не как с парламентарием из какой-то крошечной страны, а как с представителем великой державы Ibid. . Само собой, в СССР за ним постоянно вели слежку, так что даже родственники боялись навещать его в гостинице.

Мордехай Дубин привез в Москву официальное приглашение на двух языках, иврите и русском: просьбу к рабби Йосефу-Ицхаку стать раввином Риги. Бумаги  датированы 23 ава 5687/ 21 августа 1927 года

Дубин прибыл, чтобы добиться для  Ребе разрешения на выезд из СССР. Наряду с рекомендательным письмом от советского посла в Латвии он привез официальное приглашение: рижская еврейская община просила рабби Йосефа-Ицхака стать ее религиозным главой.

В Москве перед Дубиным распахивались все двери. Но все встречи с высокопоставленными лицами — сотрудниками Народного комиссариата по иностранным делам, в том числе с главой отдела прибалтийских стран, закончились ничем. На просьбу разрешить Ребе покинуть СССР Дубин получил категорический отказ Likkutei Dibburim (Yisurim). Section 12. Примеч. авт. .

Одновременно в СССР прибыл и Оскар Кон с официальным приглашением, которое прислала Ребе одна из религиозных общин Франкфурта. Кон, прежде работавший юрисконсультом в советском диппредставительстве в Берлине, поднял вопрос напрямую перед Чичериным, которого знал лично Richard K. Debo. Survival and Consolidation: The Foreign Policy of Soviet Russia, 1918-1921. Montreal, 1992. Р. 13-14. Примеч. авт. , но тоже получил отказ. Кон сокрушенно сказал Дубину: «Я больше ничего не могу сделать!» Likkutei Dibburim (Yisurim), Section 12. Примеч. авт.

После этого оба вернулись в свои родные города. Хотя оба делали вид, что действуют независимо друг от друга, Дубин вскоре отправился в Берлин, чтобы вместе с Коном разработать стратегию дальнейших переговоров с советскими чиновниками Газета «Фриморгн» (Рига). ‘Как Любавичский Ребе получил разрешение на выезд из СССР’. 23 октября 1927 года. Хотя в большинстве рассказов об аресте и освобождении рабби Йосефа-Ицхака содержится намек на то, что у Дубина и Кона было между собой некое негласное соглашение, в статье во «Фриморгн», опубликованной всего через несколько дней после прибытия Ребе в Ригу, утверждается, что Дубин и Кон специально встретились, чтобы спланировать, как им действовать. Примеч. авт. .

В то лето, некоторое время спустя, Дубин снова приехал в Москву, чтобы предпринять новые усилия На протяжении двух месяцев Дубин побывал в СССР три раза. Rabbi Yosef Yitzchak Schneersohn, Igrot Kodesh Vol. 1 (New York, 1983) с. 614. Примеч. авт. . На сей раз он высказал свое требование куда более откровенно.

«Вам бы хотелось, чтобы мы и наши друзья помогли вам получить подписи, необходимые для коммерческого соглашения с нашей страной, — сказал он Мечиславу Добраницкому, главе отдела прибалтийских стран в Наркоминделе. — И все же, когда мы излагаем вам просьбу об услуге, вы отвечаете отказом. Мы, члены еврейской общины нашей столицы, Риги, хотим, чтобы Любавичский Ребе был нашим раввинистическим главой, но вы не разрешаете ему покинуть Россию. Тем временем Ребе получил похожее приглашение от еврейской общины из Германии, и, возможно, вы разрешите ему туда поехать. Я хочу, чтобы вы знали: если это произойдет, вы восстановите против себя евреев Латвии. Ведь тогда не сбудется их горячее желание увидеть, как Ребе назначат главой рижской общины — и такой поворот поставит под угрозу ваши переговоры о предложенном соглашении» Likkutei Dibburim (Yisurim), Section 12. Примеч. авт. .

Торговый договор с Латвией был одной из целей широкой внешнеполитической программы Москвы. Обнаружив, что над договором нависла опасность, советское руководство наконец согласилось разрешить рабби Йосефу-Ицхаку покинуть СССР, но при одном условии. Он должен был уехать один, оставить в стране свою семью и тем гарантировать, что за границей он не продолжит антисоветскую деятельность. Однако Ребе (летом, стараясь не привлекать к себе внимания, он провел полтора месяца в подмосковной Малаховке, и Дубин приезжал туда с ним совещаться) отверг это предложение, заявив без обиняков, что не покинет страну без своей семьи и своей библиотеки — собрания святых книг и рукописей.

Положение рабби Йосефа-Ицхака оставалось опасным и в середине сентября, когда он, как оказалось, в последний раз посетил оэль Место упокоения. своего отца, пятого Ребе, рабби Шолома Дов-Бера, в Ростове-на-Дону Rabbis Boruch Oberlander and Elkanah Shmotkin. Early Years: The formative years of the Rebbe, Rabbi Menachem M. Schneerson, as told by documents and archival data. Kehot Publication Society, 2016. Р. 208. Примеч. авт. . 16 сентября Гильдесхаймер отправил Розену из Джойнта, тогда все еще находившемуся в Нью-Йорке, телеграмму:

«Рабби Шнеерсон, находящийся теперь в Москве, все еще в опасности. Поэтому раввин Риги считает необходимым воздействовать на советское правительство, чтобы добиться свободы для рабби и всей его семьи, состоящей из 8 человек, а также его библиотеки. Мы направляем в Москву уполномоченного и умоляем вас тоже слать телеграммы в Москву. Если вы это сделаете, сообщите нам по телеграфу, кому вы отправили телеграммы и что в них сказано» JDC Archives, 1921-1932. New York Collection, USSR: Subject Matter, Cultural and Religious, 1927 August-December, Cable from Hildesheimer to Jointdisco for Rosen, Sept. 16, 1927. Примеч. авт. .

В тот же день Розен прислал ответ, где разъяснил, что, на его взгляд, слать телеграммы в Москву неразумно, и заявил, что поднимет вопрос о Ребе лично, когда в ноябре вернется в СССР Розен также предложил, чтобы представитель Гильдесхаймера встретился с Петром Смидовичем, влиятельным председателем КомЗЕТа (Комитета по земельному устройству еврейских трудящихся) – органа, с которым «Джойнт» тесно сотрудничал по вопросам коллективизации среди евреев. См.: JDC Archives, Telegram from Rosen to Hildesheimer, Sept. 16, 1927. Примеч. авт. .

Георгий Чичерин (слева) и Максим Литвинов, в то время заместитель наркома иностранных дел, присутствовали на совещании 28 сентября 1927 года, на котором было принято решение разрешить Ребе покинуть СССР вместе с семьей и библиотекой

«Раввин Риги», упомянутый в телеграмме Гильдесхаймера, это Дубин, а «уполномоченный» — Оскар Кон. Последний снова приехал в Москву и сообща с Пешковой надавил на советское правительство, чтобы оно разрешило рабби Йосефу-Ицхаку уехать вместе с семьей и библиотекой Likkutei Dibburim (Yisurim), Section 13. Примеч. авт. .

Но именно угрозы Дубина в конечном счете склонили Москву к уступкам. 28 сентября, на второй день Рош а-Шана, в Наркоминделе состоялось специальное совещание, на котором решалась судьба Ребе. Присутствовали Чичерин, заместитель наркома иностранных дел Максим Литвинов, член коллегии Наркоминдела Теодор Ротштейн Встречается также написание имени «Федор Ротштейн». Примеч. авт. , глава отдела прибалтийских стран в Наркоминделе Добраницкий, а также советский посол в Латвии Иван Лоренц Oberlander and Shmotkin. Р. 210. О встрече на второй день Рош а-Шана, с перечислением участников, упомянуто также в статье в газете «Фриморгн» от 23 октября. Примеч. авт. , загодя прибывший в Москву, чтобы похлопотать о судьбе торгового договора и подчеркнуть ценность предложенных Дубиным голосов для ратификации документа Likkutei Dibburim (Yisurim), Section 12. Примеч. авт. . Встреча завершилась решением выпустить Ребе из СССР вместе с семьей и библиотекой. Три дня спустя, 1 октября 1927 года, всем членам семьи, в том числе будущему зятю и преемнику рабби Йозефа-Ицхака — рабби Менахему-Мендлу Шнеерсону — выдали советские паспорта и разрешения на выезд за границу, а также оформили въездные визы в Латвию Oberlander and Shmotkin. Р. 211. См. прим. 219 и 220 о том, как была установлена дата события. Примеч. авт. .

«Призыв к действию!»: плакат, призывающий всех последователей движения «Хабад Любавич» из Бостона и окрестностей участвовать в экстренном собрании 4 сентября 1927 года в синагоге Тиферес Авраам-Аншей Любавич в Уинтропе, штат Массачусетс, США, по поводу положения Ребе в СССР

 

 

Освобождение — радость пополам с печалью

Пока утрясались формальности, хасиды со всего Советского Союза съезжались в Ленинград, чтобы провести вместе с Ребе осенние праздники: они сознавали, что он последний раз отмечает эти праздники в СССР.  Но даже после выдачи официальных разрешений возникали все новые и новые проблемы, и Дубин приехал в Ленинград помочь уладить все эти сложности. Последняя заминка возникла из-за библиотеки. Предполагалось, что цензор из Управления по делам издательств, еврей, даст официальное   разрешение на вывоз библиотеки за границу. Но цензор, увидев бесценные тома и рукописи, пришел в ярость и заявил, что ни за что не даст разрешения. Дубин немедленно обратился к начальству цензора, разъяснил, что на кон поставлены важнейшие дипломатические договоры, и потребовал прислать другого представителя ведомства для проверки библиотеки.

Уловив намек, начальство прислало чиновника-нееврея, который немедля дал согласие и был таков Likkutei Dibburim (Yisurim), Section 13. Примеч. авт. .

Затем Дубин вернулся в Ригу Средства, собранные в Америке на усилия по спасению Ребе (значительная часть этих денег поступала через братьев Крамер, живших в Нью-Йорке), переводили по телеграфу в Ригу, Дубину. См.: Rabbi Yosef Yitzchak Schneersohn. Igrot Kodesh Vol. 1. New York, 1983. Р. 614; Rabbi Yisroel Jacobson. Zikaron L’Beis Yisroel. New York, 1996. Р. 147-148. Примеч. авт. , а в промежуточные дни Суккота снова приехал в Ленинград, — как раз вовремя, чтобы отпраздновать Симхат Тора в атмосфере духовного воодушевления, вместе с Ребе и толпами советских евреев.

«Должен сказать, — замечал Дубин в интервью рижской газете «Фриморгн», опубликованном через два дня после прибытия Ребе в Ригу, — я даже не мог вообразить, что в России по-прежнему так силен дух еврейской веры».

Затем он описал праздники в Ленинграде: радость пополам с печалью, когда около тысячи евреев со всего Советского Союза — раввины, торговцы, профессора, юристы, люди религиозные и далекие от религии, — «танцевали, распевали хасидские мелодии и радовались, как в старые времена» Газета «Фриморгн» (Рига) от 23 октября 1927 года. Примеч. авт. .

Центральный железнодорожный вокзал, Рига. Около 1930

 

На следующий день после Симхат Тора, 20 октября 1927 года рабби Йосеф-Ицхак, его семья и библиотека, размещенные в четырех железнодорожных вагонах, покинули СССР и направились в Ригу. Дубин ехал с ними — сопровождал неотлучно до того момента, когда опасность осталась позади и все благополучно прибыли в Латвию. А там «по прибытии на вокзал Риги рабби Шнеерсону устроили грандиозную овацию» Jewish Daily Bulletin. Lubawitscher Rebbe Now in Latvia with Family. 24 октября 1927 года. Примеч. авт. .

«На самом деле я не покинул Россию, — писал рабби Йосеф-Ицхак, — просто место, где я живу, находится за пределами России. И это необходимо только для того, чтобы я мог свободно и независимо продолжать свою работу на благо российского еврейства» Rabbi Yosef Yitzchak Schneersohn. Igrot Kodesh Vol. 2. New York, 1983. Р. 6. Примеч. авт. .

В интервью «Фриморгн» Дубин рассказал о сильнейшем давлении, которому евреи подвергались тогда в СССР из-за предательских действий Евсекции. Он отметил, что, хотя в количественном отношении еврейская вера пострадала, в качественном отношении непоколебимый еврейский дух только окреп. Он также заметил, что российское еврейство находится в тяжелом экономическом положении. Но закончил интервью на оптимистичной, дерзкой ноте: «В общем и целом нет причин отчаиваться. Нам не стоит унывать».

Дубин, со своей стороны, сдержал договоренность. Четыре дня спустя, на заседании 27 октября 1927 года, затянувшемся за полночь, латвийский сейм наконец ратифицировал торговый договор с СССР. Два депутата от «Агуды», Дубин и Реувен Виттенберг, проголосовали «за», хотя входили в оппозицию к правящей коалиции. Документ был ратифицирован 52 голосами против 45. Еще два депутата воздержались Anderson. Р. 315. Примеч. авт. .

«Хотя избавление [Шестого Ребе] было чудом, преодолевшим законы природы, — отмечал Ребе в 1991 году, — оно также повлияло на естественный порядок вещей настолько сильно, что естественный порядок вещей как бы благоволил» этой чудесной череде событий.

Геополитическая напряженность, паранойя коммунистов и бюрократические проволочки, связанные с ратификацией торгового договора, — все это совпало по времени, и в результате руководители большевистского режима — включая тех, кто изначально приказал арестовать Ребе — были вынуждены организовать и даже ускорить его освобождение. Ребе отметил: в этом чуде, которое совершилось естественным путем, воплощено «непрекращающееся воздействие» исторического спасения его предшественника от бед, воздействие, вылившееся в «повсеместное освобождение всего еврейского народа от власти всех, кто ему препятствует» Rabbi Menachem M. Schneerson. Sefer HaSichot 5751 Vol. 2. New York, 1991. Р. 657-660. Примеч. авт. .

История ареста и освобождения раввина Йосефа-Ицхака была впервые рассказана во всех подробностях в книге «Ди Йисурим Фун Любавичер Реббен ин Совьет Руссланд» («Испытания Любавичского Ребе в Советской России»), изданной в Риге в 1930 году без указания имени автора

 

Оригинальная публикация: The Chassidic Member of Parliament Who Stood Up to the Soviets

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

С хасидской точки зрения. 12–13 тамуза — освобождение Раяца

В 12‑й и 13‑й день месяца тамуз мы отмечаем годовщину освобождения шестого Любавичского Ребе Йосефа‑Ицхока Шнеерсона. Это событие — одно из важнейших столкновений в борьбе тех, кто, во главе с Ребе, стремился сохранить в СССР иудаизм, и коммунистов, решительно настроенных на уничтожение религии. То, что Ребе выжил после всех тюремных мытарств, объяснимо лишь чудом и воспринято было религиозными евреями России как знамение, побуждающее их продолжать борьбу

Человек служения

Имя Мордехая Дубина связано с именем шестого Любавичского Ребе – Йосефа-Ицхока Шнеерсона. Когда говорят о Ребе, непременно вспомнят и Дубина. Дубин – дважды его спаситель: в 1927 году он добился разрешения на выезд Ребе из СССР, в 1939-м – способствовал вызволению его из оккупированной немцами Варшавы.

Как в СССР шла охота на подпольных членов общин Хабада

Вначале МГБ и ухом не вело, когда в 1946 году любавичские хасиды покидали СССР, но ситуация стремительно изменилась. Во‑первых, к концу года во Львове собралось так много явно ненастоящих польских евреев, что МГБ больше не могло это игнорировать. Разумеется, более существенным фактором стало резко переменившееся отношение Сталина к еврейскому вопросу: те годы, вплоть до смерти Сталина в 1953 году, врезались в память как самые черные годы советского еврейства. Евреев вообще и хасидов в частности ожидали тяжелые времена.