Когда Али прибыл в Израиль 7 июля во время своего первого визита в страну, он был удивлен тем, насколько современным и развитым оказалось еврейское государство, пишет журналистка «The Times of Israel» Ариэла Лопес.
Студент – международник из Рабата, который, по его словам, в будущем надеется стать послом своей страны в Израиле, Али, попросивший не называть его настоящее имя из-за угроз смерти на родине, является одним из 23 двадцатилетних марокканцев, которые в настоящее время посещают Израиль. «Мы приземлились в аэропорту «Бен-Гурион» и я думал, что мы в Майами», — заметил Али на праздничном ужине для делегации вечером 9 июля. Группа находится в Израиле по приглашению организации «Шарака», которая привозит в страну делегации молодых специалистов со всего Ближнего Востока, чтобы они могли узнать больше о еврейском государстве и пообщаться с его жителями на уровне «от человека к человеку».
С момента прибытия в Израиль марокканская делегация посетила Кнессет, «Яд Вашем», Старый город Иерусалима, мечеть Аль-Акса и другие культурные и исторические места вокруг Иерусалима. Они отправились на юг, чтобы посетить место резни на фестивале «Nova» и кибуцы, уничтоженные террористической атакой ХАМАСа 7 октября, а затем направились в Тель-Авив. Директор «Шараки» в Марокко Юсеф Элажари активно привлекал к участию в поездке молодых представителей гражданского общества. Элажари признал, что участники могут столкнуться с социальным давлением дома во время поездки в Израиль, пока ЦАХАЛ борется с террористической группировкой ХАМАС в секторе Газа, но это не помешало им приехать. «Никакого страха», — заявил Элажари.
9 июля на ужине в Музее «Друзья Сиона» в Иерусалиме марокканские посетители встретились примерно с 20 молодыми популярными израильтянами, участвующими в программе «Diploact», которая проводит пропаганду Израиля через социальные сети. Министр по делам диаспоры Амихай Шикли обратился к участникам ужина с речью, в которой он охарактеризовал продолжающуюся войну Израиля как более широкую «религиозную» борьбу против Исламской Республики, транснациональных «Братьев – мусульман» и «радикальной и фундаменталистской идеологии», которая, по его словам, находится на подъеме. «Когда мы смотрим на то, что происходит в западной цивилизации. Ситуация не очень простая, потому что ценность истины, фактов — иудео-христианских ценностей, умеренных мусульманских ценностей — они не очень сильны», — заявил Шикли в своей речи. «Но даже не зная вас, я знаю, что вы дорожите жизнью, цените факты и правду», — продолжил он. «И вы хотели бы видеть партнерство между государствами Ближнего Востока с Израилем, и чтобы Ближний Восток процветал, а не погружался в средневековье, что является идеологией «Братьев – мусульман», теологией аятолл Ирана».
После завершения речи марокканка Шикли Лейла, впервые посетившая Израиль, поставила под сомнение характеристику войны, сделанную министром. «Вы сказали, что это не война против людей, это война против идеологии», — заявила Лейла. «Как вы намерены бороться с этой идеологией?» В пространном ответе Шикли объяснил историческую этимологию названия «Палестина», чтобы обосновать свое утверждение о том, что палестинского государства никогда не существовало, и неоднократно подчеркивал, что ХАМАС и его сторонники не дорожат жизнью, а желают смерти другим. Позже Лейла рассказала «The Times of Israel», что ее беспокоит характеристика ислама со стороны Шикли. «Я с ним не согласна», — заметила она. «Я мусульманка, и я думаю, что наша религия прекрасна. Я думаю, мы должны проявить сочувствие к мирным жителям Газы».
Лейла, которая узнала о поездке, организуемой «Шаракой» от Элажари, рассказала, что она почувствовала вдохновение посетить Израиль, потому что ей было любопытно узнать о различных рассказах, которые она слышала об израильской войне. В конечном итоге она описала чувство надежды на будущий мир и взаимопонимание между Израилем и арабским миром. «По дороге в Аль-Аксу, — рассказала она, — я видела палестинских детей, играющих на улицах. Никто не проявлял к ним агрессии, их уважали. И я думаю, что этот образ дает надежду на то, что между израильтянами и палестинцами возможно сосуществование и любовь». Но во время поездки Лейла также сталкивается с угрозами со стороны студентов университета, где она учится. «Все, что восстанавливает имидж Израиля и говорит о том, что это люди, а не монстры, убивающие всех палестинцев, рассматривается как пропаганда», — заметила она «The Times of Israel». «Эта ненависть реальна. Люди не хотят, чтобы мы говорили о том, как Израиль хочет мира».
Сотрудник НПО из Феса Салах Грисси подтвердил свое желание приехать в Израиль, чтобы узнать историю страны из первых рук. «Я считаю, что у меня есть некоторые пробелы в знаниях истории. И я думаю, что это лучшая возможность заполнить эти пробелы», — заявил он. «Прямо сейчас я вижу другую версию истории — это не то, чему нас учили». Грисси заявил, что большая часть информации, которую он и его общество слышат об Израиле и его продолжающейся войне, поступает из «пропагандистского телевидения и социальных сетей», что приводит к одностороннему нарративу. Грисси узнал о поездке от марокканской певицы Ходайи, которая включает в свой репертуар песни на иврите и сделала единство Ближнего Востока центром своей музыкальной карьеры. Ходайя выступала на ужине в музее, пока толпа танцевала, общалась и документировала это событие в своих социальных сетях.
Израиль и Марокко подписали соглашение о нормализации отношений в декабре 2020 года в рамках поддерживаемых США Соглашений Авраама. Совместная декларация позволила авиакомпаниям начать прямые полеты между двумя странами, вновь открыть офисы связи, а двум странам начать экономическое и дипломатическое сотрудничество. После шокового нападения террористической группировки ХАМАС 7 октября, в результате которого погибло около 1200 человек на юге Израиля и 251 человек был взят в заложники в результате актов жестокости и сексуального насилия, а также начала последовавшей войны Израиля против ХАМАСа, в результате которой, по данным Министерства здравоохранения в секторе Газа, управляемого ХАМАСом, погибло более 38000 палестинских гражданских лиц, марокканцы вышли на улицы, чтобы осудить Израиль и потребовать от своего правительства «отменить нормализацию».
Молодые марокканцы признали, что война стала поворотным моментом в отношении общества к Израилю, но подчеркнули, что это сдвиг не вызвал значительного антисемитизма против марокканских евреев. «Они марокканцы», — заявил Али о местной еврейской общине. Когда его спросили, как другие марокканцы могут изменить свое восприятие Израиля, ответ Али был твердым. «Они должны приехать в Израиль», — заметил он. «Они должны посетить его». Однако Али признал: «Большинству из нас Израиль нравился еще до поездки. Зачем кому-то приезжать в страну, которая ему не нравится?»