Читая Тору

Права меньшинств. Недельная глава «Беар»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 20 мая 2024
Поделиться

Одна из самых поразительных особенностей Торы — упор на любви и внимании к геру‑переселенцу: «Не притесняй переселенца. Вы знаете, каково приходится переселенцу, ведь вы сами были переселенцами в земле Египетской» (Шмот, 23:9).

«Ведь Г‑сподь, ваш Б‑г, — это Б‑г богов и Владыка владык, Б‑г великий, сильный и грозный, беспристрастный и неподкупный. Он помогает в суде сиротам и вдовам, любит переселенцев — дает им хлеб и одежду. Любите же и вы переселенцев, ведь вы и сами были переселенцами в земле Египетской» (Дварим, 10:17–19).

Более того, мудрецы говорили: Тора заповедает нам любить ближнего только в одном отрывке, а любить переселенца — в тридцати шести (Бава мециа, 59б).

Что значит «переселенец»? Очевидно, подразумевается тот, кто не родился евреем. Это слово могло означать прежнего жителя земли Ханаанской. Оно могло означать и кого‑то из «смешанной толпы», покинувшей Египет вместе с сынами Израиля. Возможно, оно означало иноплеменника, который пришел в страну в поисках безопасного места жительства или пропитания.

В любом случае Тора придает огромное значение обхождению сынов Израиля с переселенцем. К тому времени они должны были на собственном опыте изгнания и мытарств в Египте усвоить, как надо обходиться с переселенцем. Они сами были переселенцами. Жили под гнетом. А следовательно, знали, «каково приходится переселенцу». Им воспрещалось причинять другим страдания, которые их недруги когда‑то причиняли им самим.

Мудрецы полагали, что у слова «гер» могло быть два значения. Первое: гер цедек, обращенный, — тот, кто принял иудаизм, согласившись соблюдать все заповеди и выполнять все обязательства. Второе: гер тошав — так сказать, «иностранец, постоянно проживающий в стране»: человек, не обратившийся в религию Израиля, но живущий в Земле Израиля.

В «Беар» разъяснены права такого человека: «Если кто‑либо из ваших собратьев‑сынов Израиля обеднеет и не сможет прокормиться среди вас, помоги ему, как ты помог бы иностранцу, постоянно проживающему в стране, чтобы он смог по‑прежнему жить среди вас» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Если брат твой обеднеет и станет нищим, то поддержи его — переселенец ли он или поселенец — и он будет жить у тебя». — Примеч. перев.
(Ваикра, 25:35).

Иначе говоря, существует обязанность поддерживать иностранца, постоянно проживающего в стране, оказывать ему вспомоществование. У таких людей есть право не только жить в Святой земле, но и пользоваться существующими там мерами соцподдержки. Не забывайте: этот закон по‑настоящему древний, он появился задолго до того, как мудрецы сформулировали принципы типа «пути мира» «Пути мира» — отсылка к Мишлей, 3:17. Также «законы, установленные ради мира между людьми». См.: Гитин, 59б. — Примеч. перев.
, обязывающие евреев распространять благотворительную деятельность и заботу не только на евреев, но и на неевреев.

Кого же называли «гер тошав»? В Талмуде есть три точки зрения. Согласно рабби Меиру, гер тошав — всякий, кто взял на себя обязательство не поклоняться идолам. Согласно мудрецам, всякий, кто взял на себя обязательство соблюдать семь заповедей потомков Ноаха. Согласно третьей, более строгой точке зрения, — тот, кто взял на себя обязательство соблюдать все заповеди Торы, кроме одной: запрета на мясо животных, забитых некошерным способом (Авода зара, 64б). Закон следует мнению мудрецов. Итак, гер тошав — это живущий в Израиле нееврей, принимающий законы потомков Ноаха, которые обязательны для всех.

Таким образом, законы о гер тошав — чуть ли не самая ранняя из сохранившихся до нашего времени разновидностей прав меньшинств. Согласно Рамбаму, на евреев в Израиле налагается обязанность учреждать суды для проживающих в стране иностранцев, чтобы те могли сообразно законам потомков Ноаха разрешать споры между собой или свои споры с евреями. Рамбам добавляет: «По отношению к иностранцам, постоянно проживающим в стране, следует вести себя с таким же уважением и любящей добротой, как и по отношению к собрату‑еврею» Так в английском переводе. В русском переводе: «По отношению к пришельцу (гер‑тошав) следует вести себя учтиво, проявлять к нему милосердие, как к одному из евреев». См.: Рабби Моше бен Маймон. Мишне Тора (Кодекс Маймонида). Книга «Судьи». М.: Книжники; Лехаим, 2020. С. 612. — Примеч. перев. (Илхот млахим, 10:12).

Чем отличается этот закон от позднейших законов о «путях мира»?

«Пути мира» распространяются на неевреев вне зависимости от того, каких верований придерживаются они и какие религиозные обряды отправляют. Законы о «путях мира» появились в эпоху, когда евреи были меньшинством в преимущественно нееврейском и чуждом монотеизму окружении. Говоря нашим сегодняшним языком, «пути мира» — это прагматичные правила добрососедских отношений и поведения активного гражданина в многонациональном и мультикультурном обществе. Законы о гер тошав касаются более глубоких вещей. Они зиждутся не на прагматических соображениях, а на религиозных принципах. Согласно Торе, в еврейском обществе и еврейской стране необязательно быть евреем, чтобы обладать многими правами гражданина. Достаточно жить по нравственным законам.

Это убедительно изображено в одном из библейских эпизодов. Царь Давид влюбился в Бат‑Шеву, жену гер тошав Урии‑хетта, и вступил с ней в прелюбодейную связь. Она забеременела. Урия, служивший в армии Страны Израиля, находился в то время вдали от дома. Давид опасался, что по возвращении Урия, обнаружив, что жена беременна, догадается об измене и докопается, что виновник — сам царь. Поэтому Давид велит Урии вернуться. Находит предлог: мол, надо узнать, как там дела на войне. А потом царь велит Урии пойти домой и провести ночь с женой, а потом уже возвращаться к войскам. Давид рассчитывает, что впоследствии Урия сочтет ребенка своим. План срывается. Вот что происходит: «И пришел к нему Урия, и расспросил его Давид о делах Йоава, и о положении войска, и о ходе войны. И сказал Давид Урии: “Пойди в дом свой и омой ноги”. И вышел Урия из дворца царского, а за ним вынесли угощение от царя. Но Урия лег спать у входа во дворец царский со всеми слугами господина своего, а домой не ушел.

ВОЕНАЧАЛЬНИК УРИЯ У ЦАРЯ ДАВИДА. ФРАГМЕНТ ГОБЕЛЕНА. БРЮССЕЛЬ. 1510–1520

И доложили Давиду: “Не ушел Урия домой”. И сказал Давид Урии: “Ты ведь с дороги, что же ты не зашел домой?”

И ответил Урия Давиду: “Ковчег, и Израиль, и Йеуда пребывают в шатрах, и господин мой Йоав, и слуги господина моего разбили стан в поле, а я войду в дом, чтобы есть, пить и лежать с женой моей? Клянусь жизнью твоей и жизнью души твоей — не сделаю я этого!”» (Шмуэль II, 11:6–11).

Непоколебимая преданность Урии еврейскому народу, хотя сам Урия нееврей, противопоставлена поведению царя Давида: тот остается в Иерусалиме, вместо того чтобы быть со своим войском на войне, и заводит связь с чужой женой. Тот факт, что Танах рассказывает подобную историю, где высоконравственный герой — иностранец, постоянно живущий в стране, а грешник — Давид, величайший из царей Израиля, очень много говорит об этике иудаизма.

Ситуация с правами меньшинств — самое верное мерило свободы и справедливости в обществе. Со времен Моше права меньшинств играют стержневую роль в концепции общества, которое Б‑г велит нам создать на Земле Израиля. А значит, крайне важно, чтобы сегодня мы относились к ним серьезно.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Беар». Экономика свободы

Тора придает значение не чисто техническим индикаторам (таким, как темпы роста или абсолютный уровень благосостояния), а качеству и характеру межличностных взаимоотношений: независимость человека и его чувство собственного достоинства, то, каким образом общественный строй помогает людям встать на ноги после несчастий и дает ли он членам общества широкие возможности жить в соответствии с истиной: «Если ты кормишься трудами рук своих, счастлив ты и благо тебе»

Недельная глава «Беар-Бехукотай». Чувство, подсказывающее правильные ориентиры

Уникальность общества, модель которого явлена в Торе, в том, что оно дорожит каждым человеком. Сыны Израиля — не чета той армии, которую какой‑нибудь правитель, чтобы себя возвеличить, формирует из рекрутов. Поэтому сыны Израиля могли брать верх над многократно более многочисленными армиями и народами. Главным образом им было необходимо чувство судьбы и чувство цели, предназначенной судьбой.

Недельная глава «Бегар-Бехукотай». Сила проклятия

Иудаизм — религия любви и прощения. Но в то же время это религия справедливого суда. Наказания, описанные в Торе, упомянуты в ней не потому, что Б‑г обожает наказывать, а потому, что Он хочет, чтобы мы вели себя хорошо. Вообразите страну, где есть законы, но нет наказаний. Стали бы люди соблюдать законы? Нет. Каждый предпочел бы поживиться на дармовщинку, извлечь выгоду из усилий других людей, сам ничего не вкладывая. Без наказаний нет действенного закона, а без закона нет и общества.