Читая Тору

Недельная глава «Бегар-Бехукотай». Сила проклятия

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 7 мая 2021
Поделиться

Книга Ваикра завершается перечислением благословений, которые последуют, если народ будет соблюдать свой завет с Б‑гом. Ниже в ней описываются проклятия, которые падут на народ, если он не будет соблюдать завет. Общий принцип ясен. В библейские времена поведение народа четко отражалось на судьбе этого народа. Если люди вели себя хорошо, народ процветал. Если люди вели себя дурно, в конце концов случалось что‑то плохое. Вот что знали пророки. Мартин Лютер Кинг перефразировал это так: «Дуга моральной вселенной длинна, но склоняется к справедливости» Эту фразу доктор Кинг цитировал много раз, в том числе во время марша, отправной точкой которого был город Сельма, в 1965 году, отвечая на вопрос «Скоро ли мы увидим социальную справедливость?». В наше время широкая аудитория превозносит эту фразу как одно из самых знаменитых высказываний Кинга, хотя на деле Кинг сам цитировал пастора унитарианской церкви и аболициониста Теодора Паркера, жившего в XIX веке в Массачусетсе. . За добро воздается добром, за зло — злом: воздается не всегда незамедлительно, но в конечном счете.

В нашей паршат жестко заданы члены этого уравнения: если вы повинуетесь Б‑гу, дождь пойдет в положенное ему время года, земля даст урожай, а деревья — плоды; в стране будет мир. Однако проклятия почти в три раза длиннее и изложены в намного более драматичных выражениях:

«Но если вы не послушаетесь Меня и не будете исполнять все эти заповеди… — тогда Я сделаю с вами вот что. Я нашлю на вас смятение, а также чахотку и лихорадку, которые изнуряют взор и истощают душу…

Я сломлю вашу упрямую надменность. Я сделаю так, что ваше небо будет как железо, а ваша земля — как медь. …Я нашлю на вас зверей полевых, и они лишат вас детей, истребят ваш скот и уменьшат ваше число — и дороги ваши опустеют… Ваша страна будет пуста, ваши города станут руинами…

А тем из вас, кто уцелеет [и будет жить] в странах врагов, Я вселю в сердце робость. Шелест колеблющегося листа обратит их в бегство. Они побегут, словно спасаясь от меча, и упадут — хотя никто не будет [за ними] гнаться» (Ваикра, 26:14–37)

В этом есть какое‑то яростное красноречие. Образы яркие. Пульсирующий ритм создает ощущение, что тяжелая судьба, угрожающая народу, неумолима, она громоздит одни беды на другие и приближается все быстрее. Воздействие этих строк усиливают повторы, схожие с ударами молота: «Если же вы и тогда… Если вы и дальше будете враждовать со Мной… А если и после этого… А если и после этого…» Слово «кери» — а оно ключевое во всем этом фрагменте — повторяется семь раз. Больше нигде во всем Танахе оно не встречается. Его значение неясно. Оно может означать «мятежность», «упрямство», «равнодушие», «жестокосердие», «нежелание» или «предоставление чего‑то на волю случая». Но основной принцип ясен. Если в вашем поведении со Мной вы проявите кери, говорит Б‑г, я обращу эту же черту характера против вас, и вы будете разорены.

По давно сложившемуся обычаю тохаха — проклятия, — которые содержатся как здесь, так и в параллельном отрывке в 28‑й главе Дварим, читают в синагоге негромко, что лишает их устрашающей мощи, которую они имели бы при произнесении во весь голос. Но, как их ни читай, они в достаточной мере наводят страх. Причем и здесь, и в Дварим раздел, посвященный проклятиям, длиннее и намного картиннее раздела, посвященного благословениям.

Казалось бы, это противоречит одному из основных принципов иудаизма, согласно которому щедрость Б‑га по отношению к тем, кто Ему верен, неизмеримо превосходит Его кары для тех, кто Ему не верен. «Г‑сподь, Г‑сподь, Б‑г милосердный и милостивый, долготерпеливый! Великий в любви и верности! Хранящий милость для тысяч… взыскивающий за вину отцов с детей и с внуков — до третьего и четвертого поколения!» (Шмот, 34:6–7). Раши проводит арифметические подсчеты: «Таким образом, мера добра превосходит меру наказания в соотношении один к пятистам, ибо о мере добра сказано “хранящий милость для тысяч”» (что означает, самое малое, две тысячи поколений), в то время как наказание длится, самое большее, при жизни четырех поколений.

Главная мысль «Тринадцати путей проявления милосердия» «Тринадцать путей проявления милосердия» (она же «Тринадцать качеств милосердия») — еврейская молитва, текст из Шмот, 34:6–7: «Г‑сподь, Г‑сподь, Б‑г милосердный и милостивый, долготерпеливый! Великий в любви и верности! Хранящий милость для тысяч, прощающий вину, преступление и грех, но не оставляющий без наказания, взыскивающий за вину отцов с детей и с внуков — до третьего и четвертого поколения!». — Примеч. перев.
именно в том, что Б‑жья любовь и прощение могущественнее, чем Его справедливый суд и кара. В таком случае почему проклятия в паршат этой недели гораздо длиннее и сильнее благословений?

А вот и ответ: Б‑г любит и прощает, но при условии, что, когда мы поступаем дурно, мы признаем этот факт, выражаем сожаление о содеянном, возмещаем ущерб тем, кому мы причинили вред, и раскаиваемся. В середине «Тринадцати путей проявления милосердия» говорится «но не оставляющий без наказания» (Шмот, 34:7). Б‑г не прощает нераскаявшегося грешника, ибо если бы Он поступал так, то изменил бы мир к худшему, а не к лучшему. Не будь у грехов оборотной стороны, больше людей стали бы совершать прегрешения.

Проклятия столь драматичны вовсе не потому, что Б‑г стремится наказывать, а по совершенно противоположной причине. Талмуд сообщает нам, что Б‑г плачет, когда допускает, чтобы на Его народ обрушивались несчастья: «Горе Мне Так в англоязычном издании Талмуда, которое цитирует рабби Сакс. В Вавилонском Талмуде в русском переводе Р. Пятигорского, основанном на тексте виленского издания, это место выглядит следующим образом: «...ой, беда Моим сыновьям, из‑за вины которых Я разрушил Свою обитель и сжег Свой дворец, а их изгнал, чтобы жили среди народов мира». См.: Вавилонский Талмуд, трактат «Брахот». Т. I / Перев. с иврита и арамейского Р. Пятигорского. Москва: Книжники; Лехаим, 2017. — Примеч. перев.
, ибо из‑за вины [Моих сыновей] Я разрушил Свою обитель и сжег Свой дворец, а их изгнал, чтобы жили среди народов мира» Брахот, 3а.
. Проклятия задумывались как предостережение. Они были призваны удержать от каких‑то действий, припугнуть, разубедить. Так отец или мать предостерегают маленького ребенка, что нельзя играть с электроприборами. Возможно, родители намеренно стремятся припугнуть ребенка, но к этому их побуждает любовь, а не суровость.

Классический случай — книга Йоны. Б‑г велит пророку Йоне отправиться в Ниневию и предостеречь жителей: «Еще сорок дней, и Ниневия будет опрокинута!» Йона выполняет повеление. Жители воспринимают его слова серьезно. Они раскаиваются. После этого Б‑г смягчается и отменяет Свою угрозу разрушить город. Йона жалуется Б‑гу, что Тот сделал его посмешищем. Пророчество Йоны не сбылось. Йона не смог понять разницы между пророчеством и прогнозом. Если прогноз сбывается, это значит, что он удачен. Если же сбывается пророчество, это значит, что оно потерпело фиаско. Пророк сообщает людям, что произойдет в случае, если они не изменятся. Пророчество — не прогноз, а предостережение. Оно описывает пугающее будущее, чтобы убедить людей предотвратить наступление такого будущего. Вот что представляют собой тохаха.

Йона предсказывает разрушение Ниневии. Ян Лёйкен. Офорт. Вторая половина XVII века

Джон Тирни и Рой Баумайстер в своей новой книге «Эффект негативности» John Tierney and Roy Baumeister. The Power of Bad. Allen Lane, 2019. — Примеч. авт. На русском языке издана под названием «Эффект негативности». — Примеч. перев. утверждают на основе весомых научных доказательств, что плохое влияет на нас гораздо сильнее, чем хорошее. Плохим новостям мы уделяем больше внимания, чем хорошим. Дурное самочувствие меняет нашу жизнь сильнее, чем хорошее. Критика действует на нас сильнее, чем похвалы. Дурную репутацию легче приобрести и труднее потерять, чем хорошую.

В людях заложена способность замечать угрозы и немедленно на них реагировать — мы на это, так сказать, «жестко запрограммированы». Опаснее не заметить льва, чем созревший фрукт на ветке дерева. Обратить внимание на доброту друга — это хорошо и добродетельно, но не так важно, как прозевать недоброжелательность врага. Один изменник может предать весь народ.

Следовательно, кнут мотивирует сильнее, чем пряник. Страх перед проклятием повлияет на поведение человека вероятнее, чем желание получить благословения. Угроза наказания действеннее, чем обещание награды. Тирни и Баумайстер подкрепляют это документальными доказательствами из широкого спектра областей — от образовательной сферы до уровня преступности. Когда существует явная угроза наказания за дурное поведение, люди ведут себя лучше.

Иудаизм — религия любви и прощения. Но в то же время это религия справедливого суда. Наказания, описанные в Торе, упомянуты в ней не потому, что Б‑г обожает наказывать, а потому, что Он хочет, чтобы мы вели себя хорошо. Вообразите страну, где есть законы, но нет наказаний. Стали бы люди соблюдать законы? Нет. Каждый предпочел бы поживиться на дармовщинку, извлечь выгоду из усилий других людей, сам ничего не вкладывая. Без наказаний нет действенного закона, а без закона нет и общества. Чем сильнее и убедительнее вы распишете зло, тем выше вероятность, что люди выберут добро. Вот почему тохаха такая сильная, драматичная, устрашающая. Боязнь зла — самый мощный движущий мотив хорошего поведения.

Я считаю, что, когда нас остерегают от дурных поступков, это помогает нам делать выбор в пользу хороших. Слишком уж часто мы делаем неверный выбор оттого, что не думаем о последствиях. Вот из‑за чего произошло глобальное потепление. Вот из‑за чего происходят финансовые кризисы. Именно из‑за этого общества разучились солидарности. Слишком уж часто люди думают о дне сегодняшнем, а не о послезавтрашнем. Тора, рисуя в ярчайших наглядных подробностях, что может случиться с народом, когда он утрачивает нравственные и духовные ориентиры, обращается к нам в каждом поколении, говоря: «Остерегайтесь. Примите это во внимание. Не поступайте бездумно. Когда общество начинает разваливаться, уже поздно что‑то менять. Чурайтесь дурных поступков. Выбирайте добро. Мысленно заглядывайте далеко вперед и выбирайте путь, ведущий к благословениям».

 

Вопросы (за шабатним столом)

1. Считаете ли вы, что, если мыслить в широкой перспективе и долгими промежутками времени, справедливость в мире есть (согласно цитате, приведенной Мартином Лютером Кингом)?
2. Почему, хотя Б-г не скор на гнев и полон милосердия, список проклятий намного длиннее списка благословений?
3. Почему любовь к Б-гу — ​недостаточно мощный стимул к соблюдению Завета?

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Бехукотай

Недельная глава «Бехукотай» начинается со слов: «Если по установлениям Моим будете вы поступать». Беседа Ребе представляет собой комментарий‑размышление по поводу именно этой фразы. Исследуются две важнейшие темы: природа изучения Торы и соотношение между верой и пониманием.

Уроки Торы I. Беар

В главе «Беар» даны законы, которые выделяют особенное время и указывают на его святость. Это каждый седьмой год семилетнего цикла (шмита — «освобождение»), когда земля оставалась под паром и отдыхала, будучи безраздельной собственностью Творца, и каждый пятидесятый год (йовель — «юбилей»), когда свободу получали рабы‑евреи, а наследные наделы (за исключением домов в городах, обнесенных стеной) возвращались своим хозяевам (по Своей воле Всевышний раздал уделы сынам Израиля, и никто другой не имел права их присвоить).