Читая Тору

Лидерство — это умение дать другим простор для действий. Недельная глава «Тецаве»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 19 февраля 2024
Поделиться

Как известно, «Тецаве» — единственная недельная глава, где Моше отступает на второй план: его имя здесь не упоминается ни разу, в центре внимания его брат Аарон и должность, которую тот занял и стал олицетворять: должность первосвященника, коэн гадоля.

Есть много предположений относительно того, почему эту должность получил Аарон, а не сам Моше. Самый очевидный ответ: таким образом Моше наказали за то, что он лишний раз ответил отказом, когда Б‑г попросил его возглавить сынов Израиля.

«Но Моше сказал:

— О Г‑сподь! Пошли кого‑нибудь другого!

Тогда разгневался Г‑сподь на Моше и сказал:

— А как же твой брат, левит Аарон? Я знаю, что он умеет говорить. Он скоро выйдет тебе навстречу, и когда увидит тебя, то обрадуется [всем] сердцем. Ты станешь говорить и вкладывать слова в его уста, а Я буду с вами обоими и научу вас, что вам делать. Он будет говорить с народом вместо тебя. Он станет твоими устами, а ты будешь ему господином» (Шмот, 4:13–16).

Впрочем, здесь содержится и более глубокая идея: принцип разделения властей, противоположность сосредоточению лидерских полномочий в руках одного‑единственного человека или института. Любая власть, которой наделены люди, нуждается в системе сдержек и противовесов, иначе она развратится. И уж тем более никогда не следует совмещать полномочия политического лидера и религиозного лидера — кетер малхут Корона царства (иврит).
и кетер кегуна Корона священства (иврит). . Моше был увенчан двумя коронами — высшего политического лидера и величайшего пророка, а Аарон — короной священства. Благодаря этому разделению власти братья служили друг для друга «сдержками и противовесами».

Марк Шагал. Первосвященник Аарон. Из серии «История Исхода». 1966

Так обстоит дело в теории. Самое занимательное — как работает этот принцип в межличностных отношениях, в данном случае в отношениях между родными братьями — Моше и Аароном. В Торе об этом сказано относительно мало, но намеки складываются в интереснейшую картину.

Прежде всего давайте обдумаем только что прочитанный отрывок из начала книги Шмот.

Б‑г сообщает Моше: Аарон «скоро выйдет тебе навстречу, и когда увидит тебя, то обрадуется [всем] сердцем». Казалось бы, слова самые простые, говорится о простых вещах, но в действительности все иначе.

Моше был младшим братом Аарона, с разницей в три года. Согласитесь, вполне естественно, если бы Аарон позавидовал младшему брату оттого, что Моше скоро станет лидером, а Аарону этого не суждено. Дополнительный резон для зависти — тот факт, что Моше долгие годы жил вдали от своего народа. Сначала Моше был усыновлен и стал принцем Египта, а затем нашел убежище у Итро и мидьянитян. По сравнению с Аароном Моше, младший брат, был чужаком для соплеменников.

Однако Б‑г говорит: «Когда он увидит тебя, то обрадуется».

То, что Аарон был способен обрадоваться возвышению своего брата, особенно поражает на фоне всей библейской истории взаимоотношений между братьями до того момента. В этой истории случались разнообразные вариации на тему соперничества между братьями: Каин и Эвель, Ицхак и Ишмаэль, Яаков и Эсав, Йосеф и его братья. В Теилим сказано: «Как хорошо и приятно, когда братья живут вместе» Так в английском переводе. В русском переводе М. Левинова: «Как хорошо и приятно, когда братья сидят вместе!». М.: Книжники; Лехаим; F.R.E.E., 2016. С. 175. — Примеч. перев.
(Теилим, 133:1).

А мы, читая Берешит, почти наверняка добавим: «И как редко такое бывает».

Но теперь начинается второй экзамен — на сей раз не для Аарона, а для Моше. Он слышит повеление учредить такой вид руководящей должности, которую сам никогда не сможет занять, а именно священство, причем человеком, которому он должен отдать эту должность, будет его старший брат. Сможет ли Моше выполнить это повеление с тем великодушием, с каким его брат отнесся к нему самому?

Обратите внимание, в Торе подчеркивается, что Б‑г настаивает: именно Моше должен удостоить Аарона этой чести.

В начале нашей недельной главы трижды употреблено слово «ве‑ата» («и ты», «ты же»): «Ты же вели сынам Израиля» (доставлять масло для меноры, вверенной Аарону и его сыновьям: они должны не допускать, чтобы менора погасла).

«Ты же приблизь к себе <…> твоего брата Аарона, а с ним — и его сыновей».

«Ты же должен поговорить со всеми мудрыми сердцем» (и приказать им изготовить одежды, которые будут носить Аарон и другие священники) (Шмот, 27:20, 28:1, 3).

Моше должен показать народу — и самому Аарону, — что обладает смирением, цимцум Дословно «сокращение», «сжатие» (иврит).
, способностью держаться в тени. Эта черта характера необходима, чтобы дать другому человеку простор для действий, разделив с ним полномочия народного лидера. Причем этот другой силен в том, в чем ты не силен, вы с ним занимаете разные должности, он, возможно, популярнее тебя, ближе к народу (таким и оказался Аарон).

Ле‑авдиль Не рядом будь помянуты (иврит). : в 2005 году историк Дорис Кернс Гудвин выпустила книгу об Аврааме Линкольне под названием «Команда соперников». Там Гудвин рассказывает историю о том, как Линкольн назначил в свой кабинет трех человек, которые раньше, в его бытность кандидатом в лидеры Республиканской партии, были его противниками. Уильям Генри Сьюард — тот, от кого ждали победы в борьбе за руководство партией, — в итоге сказал о Линкольне: «Он обладает почти сверхчеловеческим великодушием <…> Президент — самый лучший из нас».

Нужен особый склад характера, чтобы отойти в сторону и дать простор для действий тем, кого ты обоснованно можешь считать соперниками. В начале этой истории Аарон продемонстрировал такой склад характера по отношению к Моше, а теперь от Моше требуется продемонстрировать такой же склад характера в отношении Аарона.

Подлинное лидерство требует таких черт, как смирение и великодушие. Чем меньше у лидера самомнения, тем больше в нем величия. Именно это доказал своим примером Моше в той недельной главе, где его имя даже не упомянуто.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Тецаве». Вдохновение и пот

Грандиозность иудаизма в том, что он берет возвышенные идеалы и восторженные видения — образ Б‑жий, веру в Б‑га, любовь к ближнему — и претворяет их в модель поведения. Алаха (еврейский закон) включает в себя набор рутинных действий, который (как и в повседневной жизни величайших творческих умов) перенастраивает мозг, привнося в нашу жизнь дисциплинированность и меняя все то, как мы испытываем чувства, мыслим и действуем.

Недельная глава «Тецаве». Этика священного

Невзирая на то, что после разрушения Второго храма больше не было ни Святилища, ни священнослужителей, совершавших соответствующие обряды, евреи нашли им замену, которая несет ту же функцию. Вклад Торат коаним в иудаизм — это, так сказать, «хореографическая» слаженность священности и уважения к авторитетам, помогающая евреям идти и «танцевать» вместе, в качестве народа.

Недельная глава «Тецаве». Контрапункт лидерства

Священники играли важную роль в древнем Израиле. Они обеспечивали порядок и преемственность религиозной жизни, сохраняли ритуалы и нормы повседневной жизни, праздники и торжества. Они стремились к тому, чтобы Израиль оставался святым народом, в чьей жизни центральное место занимает Г‑сподь. Они сформировали истеблишмент, и, как всякий истеблишмент, они в лучшем случае были хранителями высоких ценностей нации, но в худшем — становились коррумпированными, используя свое положение для укрепления власти, и участвовали в политических интригах, ища личной выгоды. Такова участь любой элиты, особенно если причастность к ней достается по праву рождения.