Исследователи Холокоста высказались по поводу сравнения политики ХАМАСа с нацистской
Первые сравнения между Холокостом и массовыми убийствами, учиненными террористами ХАМАСа 7 октября, были сделаны во время самих нападений, когда некоторые израильтяне ссылались на Шоа, скрываясь от террористов, пишет журналист «The Times of Israel» Мэтт Лебович.
На фестивале «Supernova» в Реиме, где были убиты 260 израильтян, Мэй Хаят работала как член обслуживающего персонала мероприятия, когда внезапно появились террористы на джипах и парапланах. Как и несколько других выживших в резне в Реиме, Хаят и ее друг прятались в припаркованной машине, пока террористы охотились за израильтянами, чтобы их убить. «Мы выбегали из машины, пока не заметили дыру в земле. Мы вошли внутрь, взялись за руки и помолились. Нас было только двое», — рассказала Хаят о своем испытании. «Я сказала ему: «Ты знаешь истории о Холокосте, когда люди притворялись мертвыми, чтобы их не заметили?» Вот что с нами произойдет», — поделилась Хаят в своем аккаунте в социальных сетях. Когда «The Times of Israel» поделилась свидетельством Хаят с исследователем Холокоста Авиноамом Паттом, он на короткое время потерял дар речи.
«Я не думаю, что кто-либо из нас думал о преподавании истории Холокоста как о механизме самозащиты или выживания», — заметил Патт, который вскоре начнет работать профессором по изучению Холокоста в Нью-Йоркском университете. «Это событие было разрушительным для людей, переживших Холокост, которые стали его свидетелями и наблюдателями», — заметил Патт. Его книга об отношениях Израиля с Холокостом будет опубликована в феврале. Поскольку Холокост так глубоко укоренился в сознании израильтян, Патт рассказал, что он не удивлен, что Шоа «почти сразу» стал «системой отсчета по умолчанию» для столь многих израильтян. По оценке Патта, «7 октября, похоже, разрушило представление о том, что Израиль существует для защиты невинных евреев от кровавых яростей злых преступников. И все же кажется очевидным, что для израильтян и многих евреев и неевреев во всем мире память о Холокосте служит сильнейшим напоминанием о том, почему Израиль должен защищаться от всех своих врагов», — написал он.
Война разразилась после резни, устроенной ХАМАСом 7 октября, когда около 2500 террористов ворвались через границу с Израилем из сектора Газа по суше, воздуху и морю, убив около 1400 человек и захватив 200-250 заложников всех возрастов под прикрытием потока тысячи ракет были выпущены по израильским городам и поселкам. Подавляющее большинство погибших при захвате боевиками приграничных поселений были мирными жителями, включая младенцев, детей и пожилых людей.
«Холокост от пуль»
24 октября премьер-министр Биньямин Нетаньяху говорил о Холокосте в своем выступлении во время визита солидарности президента Франции Эммануэля Макрона. «Это был худший акт антисемитского насилия со времен Холокоста. Я описал вам некоторые ужасы. Невозможно описать их все. Но, как и Анна Франк, еврейские дети прятались на чердаках от этих монстров, их находили и убивали», — рассказал Нетаньяху. Как и во время телефонного разговора с Байденом две недели назад, Нетаньяху сравнил одно из массовых убийств, устроенных ХАМАСом — в Реиме — с крупнейшей немецкой «акцией» так называемого «Холокоста от пуль» в овраге у Киева в 1941 году. «Как и в Бабьем Яр, евреев расстреливали из пулеметов. ХАМАС резал. ХАМАС обезглавливал. ХАМАС сжигал младенцев заживо. ХАМАС насиловал. ХАМАС похитил заложников — более 200: младенцев, детей, стариков, переживших Холокост», — заявил Нетаньяху.
Когда Байден посетил Израиль 18 октября, он сравнил ХАМАС с нацистами. В своем выступлении в Тель-Авиве Байден пообещал, что США не бросят евреев на растерзание врагам – геноцидникам во второй раз на памяти живущих. «Тогда мир наблюдал, он знал, но мир ничего не сделал. Мы не будем стоять в стороне и снова ничего не делать. Ни сегодня, ни завтра, ни когда-либо», — заметил Байден. По словам Патта, высказывания президента США отразили «глубокое чувство заброшенности и изоляции», которое испытывали евреи во время Холокоста.
Израильские политические лидеры после визита Байдена публиковали обращения в социальных сетях, некоторые из них ссылались на нацистов. «Враг застал нас врасплох и сам выбрал время», — написал бывший премьер-министр Нафтали Бенет. «Я знаю, что все хотят немедленного входа в Газу, но наш долг — действовать правильно, а не в соответствии с тем, что популярно», — написал Бенет, который повторил слова Байдена о связи между ХАМАСом и нацистами. «Чтобы сокрушить нацистского врага, прежде чем мы введем наших солдат, наших сыновей. Сокрушить этих нацистов огневой мощью, невиданной здесь раньше», — написал Бенет о важности планирования операции до ввода солдат в Газу.
Но не все произраильские историки согласны с тем, что аналогии с Холокостом уместны. «Сравнение с Холокостом неуместно. Враг другой, мы другие, но яд один и тот же», — заявил профессор Американского еврейского университета в Калифорнии Майкл Беренбаум. «У врага нет ни мощи, ни инфраструктуры нацистской Германии, которая завоевала большую часть континентальной Европы. Израиль силен, а не бессилен», — заметил Беренбаум «The Times of Israel». «Подходящее описание того, что произошло, — это погром, резня евреев, женщин и детей, а не только мужчин, и изнасилование женщин, бессмысленное уничтожение собственности, вторжение в дома, в то время как правительство отводило взгляд», — заявил Беренбаум, который помог создать музеи Холокоста по всему миру. По словам Беренбаума, массовые убийства 7 октября повторили погромы в еще одной «поразительной» особенности. «На этот раз еврейское правительство не выполнило свое самое элементарное обязательство по защите своих граждан, нарушив самый основной принцип сионизма: еврейское государство и еврейская власть обеспечат безопасность еврейского народа», — заметил Беренбаум.
Еще одним важным фактором, отличающим сегодняшний мир от Второй мировой войны, является то, что ведущая сверхдержава оказала поддержку еврейскому государству как на словах, так и на деле, рассказал Беренбаум. «Мы не одни. Президент Байден высказался так, как почти никогда не говорили американские президенты. Он приехал в Израиль. США отправляют военные поставки и просят Конгресс одобрить американскую помощь», — заявил Беренбаум. «Приехали президенты и премьер-министры других европейских стран. Этого не было 80 лет назад», — добавил он.
«Дикость вблизи»
Один плодовитый исследователь Холокоста рассказал «The Times of Israel», что он всегда избегал сравнений с геноцидом — до сих пор. «Причина, по которой аналогии с Холокостом обычно неуместны, заключается в том, что они ошибочны — они сильно преувеличивают поведение той или иной стороны», — заявил Рафаэль Медофф «The Times of Israel». «Но бывают случаи, когда между современными злодеяниями и Холокостом так много общего, что сравнения неизбежны», — заметил он. Будучи директором Института исследований Холокоста Дэвида С. Ваймана, Медофф опубликовал книги, критикующие реакцию Америки на Холокост в том виде, в котором он имел место. Выслушав высказывания американских чиновников после 7 октября, Медофф заявил, что их аналогии уместны. «Госсекретарь Блинкен был прав, когда сказал, что погром ХАМАСа это «мучительные отголоски» Холокоста», — заявил Медофф, который конкретно упомянул интенсивную дегуманизацию евреев, которая пронизывает палестинское общество. «Жесткости погромщиков, такие как обезглавливание младенцев; использование ими сексуального насилия в качестве оружия; и дегуманизация евреев в средствах массовой информации палестинских арабов и школьных учебниках — все это примеры поведения, которое заслуживает сравнения с нацистами», — заметил Медофф.