Слово раввина

Пятая заповедь: ее важность и ее границы

Берл Лазар 19 октября 2023
Поделиться

Поговорим о заповеди почитания родителей: в чем ее важность и где проходят ее границы. И что делать, если отец или мать грешат, ведут себя неправильно по отношению друг к другу, к нам — своим детям, нашей вере и традициям? Совсем недавно пришла ко мне юная девушка и призналась, чуть не плача, что не может чтить своего отца, потому что тот ведет себя дурно по отношению к жене и дочери, живет очень скверной жизнью.

Пятая заповедь, данная нам у горы Синай, гласит: «Почитай отца твоего…» А как его почитать, если он этого совершенно не заслуживает? В наше время окружающий мир все быстрее меняется и каждое новое поколение отходит все дальше от поколения предшествующего. Это неизбежно рождает поводы для взаимного непонимания — того, что называется конфликтом поколений.

Надо сразу оговориться: и Тора, и мудрецы Талмуда уже в древние времена понимали опасность такого рода отчуждений. Поэтому они научили нас, что чтить родителей очень важно. Также они дали целый ряд разъяснений относительно того, в чем должно проявляться почитание родителей.

Почитать и уважать родителей — это заповедь от Б‑га, обязательная к исполнению. Среди десяти заповедей она стоит на пятом месте, сразу после первых четырех, касающихся обязанностей человека по отношению к Б‑гу, и даже впереди заповеди «не убий».

Что касается формы почитания, в Талмуде мы находим немало примеров по этой теме. Понятно, что надо заботиться о родителях, когда они не здоровы или у них возникают проблемы. Но также надо вставать, когда кто‑то из родителей входит к тебе в комнату. Нельзя садиться на их место за столом. Нельзя в разговоре называть их по имени. Нельзя вступать с родителями в спор!

Есть в Талмуде история о человеке, который выступал с речью в большом зале, когда в зал вдруг ворвался его обозленный отец, порвал на нем одежду, ударил по голове и даже плюнул в лицо. А что же раввин?.. Он прервал выступление, сел и молчал, пока отец не ушел. Тогда он возобновил свою речь, как будто ничего не случилось. Вот такой пример почитания родителей.

Единственное ограничение заповеди — если родители «требуют делать то, что противно Торе». Лишь в этом случае исполнять их волю не следует. Наши мудрецы объясняют: ты обязан слушать отца, но и ты, и твой отец обязаны слушать Б‑га, поэтому веди себя так, как велит Б‑г. Но даже в этом экстремальном случае святые книги оговаривают: дети должны «вежливо объяснять и говорить с уважением». А если, не дай Б‑г, кто‑то из родителей совершает дурные поступки, по мнению авторитетных раввинов, надо «не поддерживать их действия, но при этом говорить с ними уважительно».

Здесь естественно задать вопрос: почему наша традиция так настаивает на соблюдении заповеди почтения к родителям? Объяснение, которое сразу приходит в голову, состоит в том, что родители много лет кормили нас, заботились о нас, когда мы были детьми, воспитывали нас, давали образование, — то есть мы им многим обязаны и должны быть благодарны за это. Однако главная причина важности почитания родителей, причина, которая перевешивает все, — в том, что родители подарили нам жизнь. Без них нас бы не было в этом мире. За такой подарок почитать и уважать их — наш святой долг.

И это ответ на вопрос девушки, отец которой о ней не заботится и сам ведет неправильную жизнь. Наша вера учит, что даже к такому родителю надо относиться с уважением. Но при этом, конечно, не брать с него пример.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Обычно Тора не говорит о награде за исполнение заповеди, это как бы само собой разумеется: ты исполняешь, а Б‑г тебя наградит так, как сочтет нужным. Здесь же сказано сразу: будешь уважать, получишь долголетие, а не будешь — не получишь. Иными словами, от того, как ты ведешь себя по отношению к родителям, зависит вся твоя дальнейшая жизнь.

Наши мудрецы объясняют, что речь идет даже не о награде, а о прямом следствии исполнения заповеди: ты будешь чтить родителей, и твои дети станут брать с тебя пример и, когда вырастут, а ты достигнешь преклонных лет, сами будут почитать тебя, уважать и, при необходимости, помогать.

Есть притча о том, как отец с сыном все время ссорились и под конец сын решил отправить родителя в дом престарелых. Ладно, вздыхает отец, но позволь мне хотя бы взять с собой одеяло: там, говорят, зимой холодновато, так мне бы хоть согреться. Берет старик одеяло, а потом вынимает ножницы и принимается резать его пополам. «Что ты делаешь?» — удивляется сын. «Да вот, — отвечает отец, — решил половину тебе оставить: когда ты состаришься и твои дети будут гнать тебя из дома, будет тебе чем накрыться!..»

Итак, главное качество, которое должно быть свойственно человеку, — это благодарность. Мы благодарим Б‑га за то, что Он дал нам этот мир, за то, что Он дает нам каждый день в этом мире. Так разве не должны мы быть признательны родителям, благодаря которым пришли в этот мир?

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Чтобы учить детей, надо учиться самому

Хасид Мендл Футерфас был брошен в ГУЛАГ за то, что учил Тору и давал еврейское воспитание детям. Он сидел в лагере с бывшими торговцами, богатыми крестьянами, которые ностальгировали по прежней жизни и жаловались, что «красные» дочиста обобрали их. «Ты один здесь улыбаешься, почему?» — недоумевали они, глядя на Футерфаса. «То, что у меня есть, — моя Тора, мои знания — никто отнять не в силах, как ни старайся», — отвечал им хасид.

«Учи сына твоего», чтобы он стал настоящим евреем

Учить Торе — это давать знания, учить заповедям — вырабатывать манеру поведения: привычку носить кипу для мальчика, привычку зажигать субботние свечи для девочки... Если при изучении Торы у ребенка активно работает разум, он учится понимать, то привычка соблюдать заповеди приходит постепенно, с каждодневной практикой. На этот счет есть поучение из Талмуда: «Взрослые должны обучать детей всему, что они сами соблюдают, а дети воспринимают по их возможности».

Любовь — и только любовь

Давайте обратимся к Торе. К самой главной заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя». Где вы найдете самых близких «ближних»? В семье. Семья — это любовь, люди вступают в брак потому, что любят друг друга и хотят проявлять эту любовь. А проявлять любовь — значит в своем поведении поставить во главу угла не правоту, не целесообразность, а интересы любимого человека.