«Ленком» назвал кампанию против театра в Израиле «местечковой коммунальной кухней»
«Российская газета» опубликовала открытое письмо коллектива театра «Ленком». В конце октября театр должен был ставить в Израиле легендарный спектакль Марка Захарова «Поминальная молитва», восстановленный Александром Лазаревым-младшим. Билеты раскупили за несколько дней, но тут организаторов гастролей – а пройти они должны были на сцене старейшего театра «Габима» – обвинили в «пособничестве» русским, а артистов завалили угрозами расправы.
Все это началось с поста в соцсети экс-актера МХТ им. Чехова Анатолия Белого (признан иноагентом), назвавшего «Ленком» «Z-ком», а показ «Поминальной молитвы» – кощунством и спекуляцией на еврейской теме. В результате начавшейся кампании протеста организаторы гастролей, продюсеры театра «Габима» заявили, что не хотят разжигать еще больше разногласий и отменили визит театра. «Гастроли мы не отменили, а перенесли, и очень надеемся на разум людей, которые во главе с бывшим российским артистом собирают проукраинское лобби только лишь для того, чтобы мы не приехали, – сказал «Российской газете» директор “Ленкома” Марк Варшавер. – Мы не испугались угроз, но жизнь каждого моего артиста дороже любого спектакля. Не дай Бог что-то произойдет. Рисковать мы не будем, пока ситуация не изменится. Хотя – начинается протест уже и с другой стороны – в Израиле очень много людей, которые искренне хотят, чтобы мы приехали!».
Почему «Поминальная молитва»?
«Это ведь спектакль об отношениях между людьми. Люди — это люди, они должны понимать друг друга независимо от национальности. Именно сейчас мы очень хотели напомнить об этом», – заявил директор «Ленкома». Исполнительница роли Голды О.Железняк отметила в интервью «РГ»: «Всегда и везде «Поминальная молитва» шла с аншлагом. У меня в возобновленном спектакле одна из главных ролей – роль Голды… И вдруг протесты, угрозы – что это? Просто человеческая глупость? Хуже! Культурное пространство едино. А протестующие явно не готовы к миру – они за войну… Кроме глубочайшего сожаления это никаких больше чувств не вызывает. Больно и горько, что такое возможно».
В открытом письме отмечалось, что гастроли должны были проходить на внебюджетные источники финансирования. «Это была добрая воля друга театра, поклонника великого спектакля. Нынешние реалии, как известно, предопределяют сильное удорожание бюджета таких гастролей… Но сегодня, чтобы доставить масштабные декорации, 100 человек участников и постановочную часть требовались немалые средства. Поэтому артисты согласились работать бесплатно, за мизерные суточные». Подчеркивалось, что под «бесконтрольный самодеятельный молох» проукраинских активистов «попала и культура – единственный и главный мост между странами и людьми». «На «Ленком Марка Захарова» и его сотрудников обрушился шквал помойного словоблудия низкого пошиба, перемежающегося с угрозами «местечковой коммунальной кухни». К сожалению, никакой внятной позиции от государственного театра и от властей Израиля, как и гарантий безопасности, мы не получили. Мы представляем старейший театр с огромной и уникальной историей. Наша профессия не предполагает вступать в «дворовые склоки» с «распоясавшейся шпаной». Поэтому, … несмотря на потраченные средства и проданное за несколько дней значительное количество билетов, было принято решение о переносе гастролей, – говорится в открытом письме. В заявлении также содержатся пассажи о том, что проукраинские активисты, названные «израильскими «Иванами, не помнящими родства»», «убежали из ставшей вдруг «любимой Украины», и что новоявленные «украинские патриоты» «почему-то не желают проявить свой патриотизм на поле боя, с оружием в руках защищая «родину» от «ненавистного российского врага». «Не спешат… Куда проще направить свой пыл на грязные, нецензурные тексты в соцсетях и посылать гнусные проклятья в адрес российских театров, артистов, писателей, композиторов, требовать запрета русской культуры. Ничего, кроме брезгливости и жалости это, увы, не вызывает».
Говоря о Белом, но не называя его по фамилии, авторы пишут: «Мы, конечно, понимаем, что в небольшой стране коллегам не просто выживать и пространство для работы надо «зачищать любыми методами». Но методы уж больно некультурные…». «Да, артисты так же, как и все люди, по-разному проявляют свою позицию. Кто-то – более громко и публично. Кто-то – лишь через свои роли, музыку, тексты великого Шолом-Алейхема или Островского. Но когда артисты выходят на сцену, они лишь проводники тех важнейших художественных смыслов и духовных ценностей, которые должны объединять, а не озлоблять. А каждый волен выбирать – нужно ему это или нет. Но антикультурный терроризм, с которым мы столкнулись, — это такой же террор, как любой другой! Мы считаем Израиль демократической страной и очень рассчитываем получить оценку официальных властей разнузданному и разрушительному поведению, с которым мы столкнулись заочно, а наши российские коллеги уже очно. Мы сожалеем и считаем недопустимым, что вопросы гуманитарного и культурного сотрудничества оказываются в руках агрессивно и хулигански настроенной кучки граждан, выступающих от имени Израиля», – резюмировали авторы письма.