После вынесения смертного приговора «питтсбургскому стрелку» евреи Питтсбурга чувствуют облегчение и благодарность
Преобладающее чувство в этом городе теперь, когда вооруженный преступник, осужденный за убийство 11 евреев здесь в 2018 году, был приговорен к смертной казни, — это благодарность, пишет журналист JTA Рон Кампеас.
Не из-за самой казни, которую предпочитали некоторые, но не все семьи жертв и против чего открыто выступали некоторые местные евреи. И даже не из-за окончания судебного процесса, длительная затяжка которого усугубила общую травму. Наоборот, это благодарность людям — тем, кто организовал суд, тем, кто поддерживал членов семей жертв, когда они неделями давали болезненные показания, и тем, кто поддерживал процветание еврейской общины, даже когда так много было потеряно.
Раввин общины «Древо жизни», располагавшейся в синагоге, на которую напал вооруженный преступник Джеффри Майерс открыл пресс-конференцию в еврейском общинном центре в районе Сквиррел-Хилл молитвой благодарности. Десятки членов семей и выживших после нападения присоединились к нему, когда он прочитал молитву «Шехегияну» на иврите, а затем перевел ее для СМИ. Молитва, рассказал он, благодарит Б-га, «который сохранил нам жизнь, поддержал нас и позволил нам достичь этой стадии». Наступило ощутимое облегчение.
«Единственное положительное в вынесении приговора преступнику — это то, что эта долгая мука закончилась», — заявила Одри Гликман, которая в день нападения пряталась в синагоге. Майерс, который во время суда вспоминал, как молился, ожидая, пока вооруженный преступник убьет его, поблагодарил питтсбургскую общину. Он отметил, что на 2 августа выпал Ту бе-Ав, еврейский «день любви». «Я не верю в совпадения. Это должно было произойти сегодня», — заявил он об окончании судебного процесса. «Почему сегодня? Потому что сегодня мы поняли, что наше правительство не потворствует антисемитизму в той гнусной форме, свидетелями которой мы были. И что нас приняла система, которая поддерживала и взращивала нас». Выжившие и члены семей погибших подходили к микрофону, кто с записями, кто нет, и выражали благодарность правоохранительным органам, прокурорам, другим, кто бросился к ним на помощь после нападения. И кто поддерживал их в последующие годы. «Я хочу найти время, чтобы поблагодарить всех тех людей, которые были частью присяжных, судебной системы, нашего местного сообщества здесь, огромной структуры поддержки, сотрудников и полиции, которые заботились о нас», — заявил Говард Финберг, чья мать Джойс была одной из 11 убитых. «И я особенно хочу поблагодарить команду обвинения за их неуклонное внимание к этому преступлению, караемому смертной казнью, как к антисемитскому акту, как к прямому нападению на конституционную свободу религии и свободу быть евреем и исповедовать иудаизм в Соединенных Штатах».
За пределами здания один из самых важных судебных процессов в еврейской истории почти не вызвал интереса; главной темой разговора в забегаловке неподалеку был летний блокбастер «Барби», который показывали в кинотеатре через дорогу. Но внутри на пресс-конференции, выжившие за выжившими, член семьи за членом семьи выражали благодарность: полиции, ФБР, прокуратуре, социальным работникам, ресторанам, которые кормили ошеломленных и травмированных в течение нескольких недель после трагедии и на протяжении всего судебного разбирательства. Они также подчеркнули важность того, чтобы жертвы были в центре истории о том, что произошло в Питтсбурге.
Помимо Джойс Финберг, были убиты Ричард Готфрид, Роуз Маллинджер, Джерри Рабинович, Сесил Розенталь, Дэвид Розенталь, Бернис Саймон, Сильван Саймон, Дэниел Стейн, Мелвин Вакс и Ирвинг Янгер. Это было типично для еврейской общины, которая всегда была сплоченной и стала еще более сплоченной после нападения. Сквиррел-Хилл в восточной части Питтсбурга был центром еврейской жизни города с начала 20-го века, когда здесь начали селиться богатые еврейские семьи. В то время как еврейские общины в других городах в следующем столетии переезжали в пригороды, Сквиррел-Хилл оставался домом для евреев Питтсбурга. Район является домом для нескольких еврейских дневных школ, кошерных ресторанов и музея Холокоста, а также около 15000 евреев всех течений иудаизма. Члены трех общин, размещенных в здании синагоги — «Древо жизни», «Новый свет» и «Дор Хадаш» — поговорили с прессой только после того, как предварительно согласовали это с нанятой общиной фирмой по связям с общественностью.
Волонтеры и сотрудники организации «Партнерство для исцеления 10.27», созданной после резни, брали интервью у выживших и членов их семей, готовые вмешаться, как они объяснили журналистам, если вопрос будет слишком провокационным. Говард Финберг, чья мать была членом «Древа жизни», рассказал, что три общины были дружны, но не были тесно связаны друг с другом до нападения. Теперь, когда их свела вместе трагедия и ее последствия, он нашел смысл в их близости. «Я не понимал, что такое реконструкционизм», — заявил Финберг о еврейском движении, с которым связана община «Дор Хадаш». «В течение многих лет они были теми парнями в конце коридора». Теперь, по его словам, он больше склонен видеть то, что объединяет евреев, а не то, что их разделяет. «Есть причина, по которой они все находились в одном пространстве», — сказал он. «И это была не просто случайность. Они все евреи, верно?»
Комментарии на пресс-конференции нашли отражение в бесчисленных заявлениях членов общины и местных организаций, в которых выражалась благодарность, увековечивали память жертв и стремились поддерживать еврейскую общину. «Поскольку эта глава подходит к концу, мы размышляем о силе и стойкости еврейской общины Питтсбурга и всей общины», — говорится в заявлении местной еврейской федерации. «После ужасов самого жуткого нападения на почве антисемитизма в истории США наша община не отказалась от участия в еврейской жизни и не подавила наше еврейство. Вместо этого наша община приняла наши еврейские ценности — укрепление еврейской жизни, поддержку нуждающихся и построение более безопасного и инклюзивного мира».
Разногласия, которые действительно существуют, 2 августа не вышли на поверхность. Между семьями и общинами существовали разногласия относительно того, уместна ли смертная казнь; небольшая часть местных евреев ссылалась на еврейские законы, говорящие, что смертная казнь должна быть редкостью в крайне организованных условиях. Из девяти семей семья по крайней мере одной из жертв, Джерри Рабиновича, возражала против смертной казни; семь других семей были за нее. Выступавшие на пресс-конференции, высказались за смертную казнь. «Даже если он десятилетиями сидит в камере смертников, он будет изолирован от других», — заметила Гликман. «Если бы он был приговорен к пожизненному заключению… ему была бы предоставлена возможность общаться с другими людьми», — добавила она. «Это был шаг в правильном направлении».
Община «Новый свет» заявила, что она «принимает решение присяжных и считает, что как община мы должны занять позицию, согласно которой этот акт требует высшей меры наказания по закону». Примечательно, что ее раввин Джонатан Перлман написал письмо генеральному прокурору США, в котором заявил, что выступает против смертной казни. Профессор юридического факультета Университета Питтсбурга Дэвид Харрис заявил, что разногласия по поводу смертной казни сохраняются, но не влияют на чувство взаимной солидарности. «До сегодняшнего дня у меня все еще много действительно активных разговоров, которые я веду с людьми о смертной казни или пожизненном заключении», – рассказал Харрис. «Но даже несмотря на то, что община неединодушна, у нас нет единого всеобщего мнения, мы едины в поддержке друг друга», — заявил он.