Повторное открытие гробниц знаменитых раввинов способствует восстановлению еврейской истории Марокко
Гробницы трех знаменитых раввинов 17 и 18 веков — Якоба Бен Малка, Хасдая Альмосино и Якоба Марраша, которые были потеряны более шести десятилетий, — были вновь обнаружены в северном марокканском городе Тетуан. Это вновь возродило интерес раскопкам еврейского кладбища, которому более 500 лет, крупнейшего в Марокко, сообщает JNS.
Это историческое еврейское кладбище находится в Тетуане, объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО. Повторное открытие этих могил придало новый импульс кампании, проводимой лондонской некоммерческой организацией по генеалогии сефардов «Adafina». «Это были, безусловно, уважаемые люди», — заявил JNS председатель «Adafina» Джейкоб Марраш, указывая на то, что их учения продолжают вдохновлять поколения ученых и учащихся. Бен Малка, ученый и уважаемый религиозный судья, переехал в Тетуан из Феса в 1734 году, чтобы председательствовать в религиозном суде. Альмосино, уроженец Тетуана, был уважаемым арбитром еврейского закона с многочисленными опубликованными работами. Обнаруженная гробница Марраша принадлежит предку Джейкоба Марраша, каббалиста, известного своими исключительными комментариями к «Зоару», основополагающему каббалистическому тексту. «Его комментарий к «Зоару» принес ему известность, а его учение вдохновило целое поколение преданных учеников, мысли которых остаются влиятельными и сегодня», — заявил Марраш, говоря о своем предке.
«Моя семья уехала из Марокко в Гибралтар в 1758 году, но, как и многие еврейские семьи, мы поддерживали тесные контакты с Тетуаном на протяжении многих поколений, поскольку разные общины обращались друг к другу за галахическим руководством», — рассказал Марраш. «Мы даже называем Тетуан «Пепкена Иерусалим» (Маленький Иерусалим) из-за его прежнего значения как центра сефардской жизни», — заявил JNS президент тетуанской общины Альберто Айон.
Кладбище «Cementerio de Castilla» будет восстановлено
С целью восстановления еврейского кладбища Тетуана, названного «Cementerio de Castilla» в честь евреев, изгнанных из Испании в 1492 году, Марраш и Эндрю Струм, его дальний родственник и австралийский судья, собрали более 3000 долларов из необходимых 11000. Численность еврейской общины Марокко, восходящей к древности, резко сократилось с 270000 человек в 1948 году до примерно 2300 человек в 2015 году из-за эмиграции и ограничений на поездки. «Традиция заключалась в том, что если кто-то был женат и имел детей, они не ставили имени на могиле, потому что долг их потомков — учить следующие поколения, где похоронены предки. И возвращаться туда в день их смерти», – пояснил Марраш.
На многих надгробных плитах на кладбище были изображены такие предметы, как Звезда Давида или Древо Жизни, включая надгробия похороненных там раввинов. «Шестиконечная звезда, вероятно, не имела того же значения, что сегодняшняя звезда Давида, которая стала главным еврейским символом только в империи Габсбургов», — объяснил Марраш. «На многих гробницах также есть Древо Жизни». В 1956 году Марокко получило суверенитет от Франции, что положило конец еврейской эмиграции и международным поездкам. После снятия этих ограничений в 1963 году более 10 000 марокканских евреев эмигрировали, преимущественно в Израиль.
По мере того как население постепенно сокращалось, информация о местонахождении гробниц трех почитаемых раввинов, казалось, исчезала. «Мой семиюродный брат Эндрю Струм услышал об этом в 1980-х годах из первых рук от родственников, которые уехали из Тетуана в Израиль в 1960-х», — рассказал Марраш JNS. «В течение многих лет члены моей семьи хотели найти могилу раввина Якоба Марраша, и в начале 2000 года мы послали человека проверить в Тетуане, но никто не смог ее найти».
Повторное открытие гробниц является значительным достижением, учитывая, что на многих надгробиях отсутствуют надписи, что усложняет поиск могил в Марокко. Этому важному открытию способствовал раввин Джозеф Исраэль, уроженец Тетуана, в настоящее время проживающий в Касабланке. Он вспомнил традицию общины молиться у этих могил накануне знаменательных еврейских праздников и повел группу евреев к могилам во время посещения Пурима в этом году. Хотя еврейская история Тетуана часто отходит на второй план по сравнению с более крупными мегаполисами, такими как Касабланка, Марраш надеется, что Соглашение Авраама и недавние открытия привлекут больше посетителей и ученых для изучения этого исторического места.
«Мы очень благодарны за то, что теперь у Марокко значительно улучшились отношения с оставшейся еврейской общиной, и после нормализации отношений с Израилем многие из нас могут вернуться и посетить наши синагоги и наши кладбища», — заявил Марраш. «Разница в возможностях в соседних Алжире и Ливии весьма трагична». Марраш и другие люди работали над восстановлением большей части могил и планируют начать расчищать растительность вокруг надгробий и расчищать дорожки вокруг гробниц 16 века. «Мы также заинтересованы в том, чтобы идентифицировать больше гробниц, независимо от того, могут ли они быть связаны с сохранившимися семьями», – заметил он.