Швейцарский музей расследует связи нацистов с «королем клоунов» Гроком
Грок стал известен как «король клоунов», но швейцарский артист, который рассмешил мир, теперь находится в центре внимания из-за его связей с Адольфом Гитлером, пишет журналисткам AFP Аньес Педреро.
Швейцарский музей, который недавно приобрел архив Грока, исследует связи между артистом, которого коллеги считают величайшим клоуном своего времени, и диктатором нацистской Германии. В первой половине 20-го века успех Грока соперничал с успехом Чарли Чаплина. Но в то время, как Чаплин высмеивал Гитлера, Грок, кажется, приветствовал его в своей гримерке.
В прошлом месяце Новый музей Биля приобрел около тысячи предметов из коллекции Грока. Звукозаписи с шоу, письма, фотографии и партитуры были подарены 74-летним внучатым племянником Грока Рэймондом Наефом. Через Наефа сценические костюмы и музыкальные инструменты Грока были подарены швейцарской семейной цирковой династией Кни. Но Новый музей Биля не хотел устраивать выставку Грока, не изучив сначала жизнь художника за кулисами, где он заработал репутацию проницательного бизнесмена. «Это обязанность музея. Это абсолютно необходимо», — заявила AFP директор музея истории и искусства Бернадетт Вальтер.
Грок опубликовал несколько автобиографий, а его внучатый племянник Наеф написал книгу и курировал выставку 2002 года о карьере Грока, но до сих пор ни один историк не исследовал характер его связей с нацистами. «Грок говорит в своей автобиографии, что Гитлер приходил к нему в гримерку и что Гитлер видел его шоу 13 раз», — рассказала Вальтер, хотя музей еще не подтвердил это утверждение. Музей не собирался отказываться от его архива, что влечет за собой проведение большого количества исследований – что-то, что Вальтер сравнила с расследованиями, которые учреждения культуры проводят в отношении произведений искусства, изъятых нацистами. «Музей также должен рассказывать истории, которые не всегда безупречны», — заявила директор, утверждая, что прошлое нельзя просто так забывать.
На онлайн – аукционе 12 мая музей попытался купить в исследовательских целях поздравительную телеграмму, которую Грок отправил Гитлеру в 1942 году. «Мы знаем, что он встречался с Гитлером и (Йозефом) Геббельсом», — заметила Вальтер. И что он выступал перед ранеными немецкими солдатами, но были ли у него какие-либо политические пристрастия, остается загадкой. Грок выступал в Германии до того, как нацисты пришли к власти в 1933 году, и музей хочет узнать, менял ли он впоследствии свою программу. По словам Вальтер, Грок всегда говорил, что он аполитичен, и в его автобиографии упоминаются его выступления в Великобритании, Франции и США. «Он играл, когда ему платили. Мы знаем, что Грок был авантюристом, но это не может служить оправданием».
Без шуток
Лоран Дирксен, написавший в 1999 году книгу «Грок: необыкновенная судьба», сказал, что акробат, жонглер и мультиинструменталист «наплевал на политику» и сосредоточился на «успехе». «Мы не можем судить о нем по одному письму, отдельному поступку или одному разоблачению, вырванному из контекста», — заявил журналист AFP, посчитав позорным, что великого артиста мюзик-холла в первую очередь помнят за его «так называемые симпатии к нацистам».
Родившийся в 1880 году, Грок (настоящее имя Адриен Веттах) вырос в горах Бернской Юры над городом Биль на севере Швейцарии. Он выбрал свой псевдоним в начале 1900-х годов, когда заменил Брока в известном дуэте того времени «Брик и Брок». Грок умер в 1959 году в возрасте 79 лет, и его номера были известны публике во всем мире. «Он принес смех в эпоху, когда не над чем было смеяться», — рассказал его внучатый племянник, который, тем не менее, вспомнил, что связи Грока с нацистами вызывали семейные споры. Но он хотел, чтобы коллекция Грока была общедоступна для исторических исследований и выставлялась, добавив, что люди должны различать искусство и артиста. «Мы не разрушаем дома, построенные архитектором Ле Корбюзье только потому, что он тоже был немного фашистом», — заключил Наеф.