Новости

Израильская национальная библиотека представила коллекцию из 36 каббалистических «карт Б-га»

18 июня 2023, 11:00 культура
Поделиться

Национальная библиотека Израиля (NLI) 11 июня представила свою новую коллекцию из 36 каббалистических «карт Б-га», пишет журналистка «The Times of Israel» Чарли Саммерс.

Эти свитки, известные на иврите как «иланот» или «деревья», представляют собой схемы сотворения мира в виде деревьев, их ветви состоят из изображений и слов, уходящих корнями в основы каббалы, разновидности еврейского мистицизма, восходящей к 12 веку.

Новые свитки, известные как коллекция Гросса, были приобретены у коллекционера иудаики Уильяма Л. Гросса за нераскрытую сумму. Вместе с 25 свитками, ранее находившимися в NLI, рукописи имеют различное происхождение, от Восточной Европы до Курдистана, и датируются начиная с 17 века.

«Эта коллекция позволяет нам быть в авангарде исследований ученых-каббалистов и мистиков, а также свидетельствует об инвестициях библиотеки и ее стремлении быть библиотекой еврейского народа во всем мире», — заявила 11 июня руководитель отдела коллекций в NLI Ракель Укелес. Куратор коллекции иудаики Хаима и Ханны Соломон Хаим Нериа объяснил, что эти свитки можно рассматривать как диаграммы, но во многих отношениях они намного сложнее. Нерия продемонстрировал самый длинный известный в мире свиток с изображением «древа», который был завершен в 1872 году раввином Сассоном бен Мордехаем Шандухом из еврейской общины Багдада. Указав на часть свитка, Нериа отметил антропоморфизмы. «Здесь очень сильно видишь характер, видишь глаза… тут рисунок носа… тут усы… здесь все имеет каббалистическое значение. Так вот, эта картина в глазах большинства евреев есть, конечно, что-то языческое или авода зара, но нет — это был мир части каббалистов», — заявил он, употребляя ивритский термин для обозначения идолопоклонства.

Рукописи иллюстрируют взаимосвязь между сфирот, атрибутами Б-жества, которые лежат в основе каббалистической традиции. Каждый атрибут, который по существу представляет собой эманацию Б-га, может также представлять другие понятия, такие как библейские патриархи и матриархи или пол и семейная роль. «Каждый символ, каждая сфира символична — например, «Бина» (понимание) — это Лея, а Авраам представлен сфирой «Хесед» (любящая доброта)», — пояснил Нериа. Один из свитков коллекции, относящийся к Италии 17 века, содержит изображение известной легенды мидраша «Пардеса», в которой четыре раввина входят в фруктовый сад, символизирующий эзотерическое знание Торы, но только один выходит невредимым. Этот раввин затем изображается в другой части свитка, поднимающимся и мельком взирающим на высшие миры. «Вот почему мы должны относиться к каббалистическим «деревьям» как к картам — они направляют каббалиста и показывают ему, как себя вести. Это не просто картинки или диаграммы, — заметил Нериа. Акт изображения Б-га через иланот поднимает вопрос о том, что именно означает «образ Б-жий» на практике.

Позиция каббалистов относительно того, как много человек может понять о Б-ге, резко отличалась от позиции сефардского философа 12-го века Маймонида, который утверждал, что Б-га никоим образом нельзя понимать как тело. «Маймонид описывает «образ Б-га» скорее как разум, а не тело, но они (каббалисты) сказали: «Нет, образ — это тело», — рассказал Нериа. «Точка зрения каббалистов была такова: «Да, мы представляем мир Б-га, гораздо более красочный и сложный мир. Есть вещи, которые мы можем узнать и понять. Но есть вещи, которые все еще далеки от нас и которые мы изо всех сил пытаемся понять».

Современный центр изучения каббалы

У Национальной библиотеки есть долгая история как центра изучения еврейского мистицизма, восходящая к ее первому куратору иудаики Гершому Шолему, известному как основатель современного изучения каббалы. «Когда он ушел из жизни, его личная коллекция была передана в дар Национальной библиотеке, и теперь это одна из наших коллекций. У нее особый статус — Национальная библиотека является ведущим учреждением по изучению каббалы в мире. Для всех, кто изучает каббалу и хочет получить доступ к редким книгам, рукописям, Национальная библиотека — это то самое место», — заявил Нериа.

Хотя в новой коллекции представлены старинные рукописи, но, по словам доктора Цви Лешема, который руководит коллекцией Гершома Шолема по каббале и хасидизму в библиотеке, визуальное представление сфирот все еще практикуется современными каббалистами. «Конечно, в книгах, выходящих из Цфата, визуальные изображения Б-га определенно не беспокоят никого в каббалистическом мире — сегодня каббалисты постоянно выпускают подробные схемы всех видов, в основном для того, чтобы помочь новичкам понять что происходит», — заявил он.

Укелес надеется, что эта новая коллекция подтвердит статус учреждения как центра изучения каббалы и еврейского мистицизма, поскольку оно готовится переехать на новое место по соседству с Кнессетом. «Эта коллекция демонстрирует нашу приверженность ученым, изучающим каббалу и хасидизм, а также ученым, занимающимся иудаикой во всем мире, — что по мере того, как мы переходим к новой эре Национальной библиотеки, которая станет гораздо более публичным и культурно ориентированным учреждением, мы на 100 процентов привержены тому, чтобы продолжать оставаться мировым центром изучения иудаики», — заявила она.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции