Новости

После смерти писателя Мартина Эмиса в Каннах был показан фильм по его роману о Холокосте «Зона интереса»

23 мая 2023, 18:00 некролог
Поделиться

Смерть Мартина Эмиса, плодовитого британского писателя, произошла как раз в тот момент, когда премьера экранизации одного из его романов о Холокосте получила восторженные отзывы на Каннском кинофестивале, пишет журналист JTA Эндрю Лапин.

Эмис, скончавшийся 19 мая от рака пищевода в возрасте 73 лет, не был ранее известен своими произведениями о Холокосте. Но этот аспект его карьеры вскоре может стать важным, поскольку «Зона интереса», экранизация его предпоследнего романа, стала одним из первых фаворитов на получение в этом году «Золотой пальмовой ветви» — главного приза Каннского кинофестиваля. Если фильм уйдет с фестиваля с наградой, это может послужить своего рода наградами в конце широко известной, но временами противоречивой карьеры.

Помимо писательства, Эмис был известен своими бульварными романами и уничижительными комментариями о мусульманах. Он был сыном британского литературного титана Кингсли Эмиса, его самая известная работа включала так называемую Лондонскую трилогию романов, опубликованную в 1980-х и 1990-х годах, и мемуары 2000 года. Опубликованная в 2014 году «Зона интереса» была предпоследним романом Эмиса и, как и многие его произведения, была посвящена механизмам геноцида и мрачной теме социального коллапса. Книга сосредоточена вокруг фигуры, прототипом которого стал комендант лагеря смерти Аушвиц Рудольфом Хёссом. Он анализирует менталитет нацистских офицеров и их семей, когда они пытаются построить личную жизнь, совершая зверства против евреев.

Роман Эмиса также включает в себя точку зрения члена еврейской зондеркоманды — узники концлагеря, которые избавлялись от мертвых тел своих собратьев – евреев после того, как они были отравлены газом. В версии фильма, снятой известным британским еврейским режиссером Джонатаном Глейзером, главным героем явно является сам Хёсс. Глейзер рассказал журналистам, что надеется, что экранизация «раскроет способность каждого из нас к насилию, откуда бы вы ни были родом». По его словам, было важно изобразить нацистов не как «монстров», а показать, что величайшее преступление и трагедия заключается в том, что люди сделали это с другими людьми.

Фильм был снят в Аушвице и должен быть выпущен в конце этого года.

«Зона интереса» — второй роман Эмиса о Холокосте. В 1991 году он опубликовал «Стрела времени, или Природа преступления», экспериментальный рассказ о нацистском враче в Аушвице. Рассказанный в обратной хронологии, роман начинается с «отставки» доктора в Америке, а затем перематывается назад, чтобы показать, как он жестоко обращается с людьми в лагерях. Критики отметили книгу за изображение абсурда, лежащего в основе Холокоста. Эмис был известен более широко своей смесью сатирических романов и ожесточенной полемики, и он брался за все, от сталинского режима до современного феминизма и ислама в мире после 11 сентября. Эта последняя тема вызвала у него особое осуждение в 2006 году, когда он, среди прочего, заявил, что мусульманская община будет страдать, пока не наведет порядок в своем доме. Он извинился за этот комментарий и отрицал, что является исламофобом, хотя вскоре после этого, согласно «The New York Times», он назвал себя «антиисламистом» и заметил британской газете «The Independent»: «Антиисламизм не похож на антисемитизм. На то есть причина».

Если «Зона интереса» получит главный приз в Каннах, это произойдет на фоне волны других премьер на фестивале в этом году, которые также посвящены историческому антисемитизму. «Оккупированный город», новый четырехчасовой документальный фильм оскароносного режиссера Стива МакКуина, противопоставляет современный Амстердам описаниям жизни его граждан в условиях нацистской оккупации. «Дело Голдмана», драма в зале суда, основана на реальном судебном процессе 1975 года над левым французским радикалом-евреем Пьером Гольдманом, который утверждал, что стал жертвой антисемитских преследований со стороны полиции и впоследствии был убит. «Похищенный», премьера которого состоится 23 мая, представляет собой итальянскую историческую драму о похищении Эдгардо Мортара у родителей – евреев католической церковью в 19 веке.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции