Новости

Разбитый мир Марка Шагала

23 октября 2022, 19:00 искусство
Поделиться

Жестокие бедствия Европы 20-го века изменили жизнь Марка Шагала, но они редко прямо упоминаются в его творчестве, пишет в «The Wall Street Journal» обозреватель Дж. С. Маркус.

Будучи молодым художником в Париже перед Первой мировой войной, он разработал характерную смесь парящих фигур, сверхъестественных животных, ветхих городских пейзажей и религиозных символов, вдохновленных его родным городом Витебском, преимущественно еврейским городом в Российской империи. Позже он жил во всех очагах художественных инноваций — в послереволюционной Москве, Берлине веймарской эпохи и Нью-Йорке 1940-х годов. Но красочные, свободные от гравитации образы Шагала оставались неизменными, от его авантюрных ранних картин до грандиозных поздних работ, таких как его экстравагантные потолочные панели для парижского оперного театра Пале Гарнье, завершенные в 1960-х годах.

«Шагал: Мир в смятении», новая выставка, которая откроется 4 ноября в «Schirn Kunsthalle Frankfurt» в Германии, фокусируется на бурном среднем периоде творчества художника, с 1930 по 1948 год, когда Вторая мировая война и Холокост разрушили еврейский мир, питавший его воображение. На выставке представлено около 60 произведений искусства, в том числе картины, рисунки и эскизы костюмов. Выставка исследует, как эти катастрофические события изменили палитру Шагала и усложнили его тематику. Выставка начинается с картины 1933 года «Одиночество», на которой изображен еврей, смотрящий вниз, и корова, играющая на скрипке. Написанная в ответ на приход Гитлера к власти в Германии в том же году, эта пророческая, скорбная работа, предоставленная Тель-Авивским музеем искусств, полностью лишена сказочных синих и ярких красных тонов художника.

Илка Воерманн, берлинский куратор франкфуртской выставки, называет это «очень красноречивым изображением», отражающим растущую печаль Шагала по поводу «мира, из которого он пришел». К тому времени Шагал уже 10 лет жил во Франции. Накануне Второй мировой войны художник, его жена Белла и дочь переехали в центральную Францию, перевезя все картины Шагала на такси. Позже они двинулись дальше на юг, в то, что стало вишистской Францией. Как евреи, они оставались в опасности при коллаборационистском режиме, и в 1941 году они, наконец, добрались до Нью-Йорка через Мадрид и Лиссабон. Из безопасного Верхнего Ист-Сайда Манхеттена Шагал сотрудничал с другими русскими эмигрантами в балетных постановках. Его декорации и костюмы для постановки Американского театра балета по опере Стравинского «Жар-птица» представлены на выставке во Франкфурте.

Он также обратил внимание на бушующий конфликт в Европе, завершив картины, такие как «Война» (1943), предоставленные парижским Центром Помпиду, на которой горит фантастический город. Часть выставки исследует символ падающего ангела, который впервые появляется в творчестве Шагала в начале 1920-х годов и достигает кульминации в окончательной версии картины «Падающий ангел» 1947 года. Со временем ангел превращается из черно-белой бесполой фигуры в красную крылатую женщину, падающую на землю. «Ангел не причиняет вреда миру», — говорит Воерманн о последней версии изображения; скорее, он напуган тем, что видит во время полета вниз. Картина, завершенная после того, как Шагал посетил разоренную войной Европу, включает в себя пепельно-серый город и фигуру, похожую на Христа, на кресте. В заключительной части рассказывается о возвращении Шагала в Европу после его изгнания из Америки. Ключевой работой является картина 1947 года «Освежеванный бык», на которой тело животного разодрано и подвешено «в форме креста», — говорит Воерманн. Она считает это «жестокой реакцией» на откровения о Холокосте. Белла, которая, возможно, всю жизнь была музой Шагала, умерла в изгнании в 1944 году, а художник навсегда вернулся во Францию ​​в 1948 году со своей второй женой Вирджинией Хаггард. В конце концов он поселился на Французской Ривьере, где общался с Пабло Пикассо и Анри Матиссом.

Шагал пережил этих художников, скончавшись в 1987 году в возрасте 97 лет, но 21-й век не был добр к его наследию, и многие критики теперь с подозрением относятся к его неизменному стилю. Сегодня Шагал не может конкурировать по ценам с Пикассо или Матиссом, но у него есть надежное место на арт-рынке, говорит глава отдела импрессионистов и современного искусства «Sotheby’s» в Америке Джулиан Доус. Коллекционеры, как правило, ценят «радостные сюжеты» художника, говорит он, причем самые высокие цены на аукционах достигаются за работы, созданные в 1920-х или 1950-х годах. В 2017 году аукционный дом «Sotheby’s» в Нью-Йорке установил рекорд для работ художника, продав картину 1928 года «Любовники», на которой изображены миниатюрный кукольный Шагал и более крупная Белла в красном платье, обнимающиеся в заоблачной лесной мечте, за 28,45 миллиона долларов, что сильно превысило предварительную оценку в 12–18 миллионов долларов. Когда дело доходит до Шагала, «сцена похорон менее ценна, чем свадьба», — заметила Доус.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции