Новости

В Калининграде открылась выставка графических работ Марка Шагала

4 мая, 19:00 культура
Поделиться

В Калининградском музее изобразительных искусств открылась выставка «Три эпохи Марка Шагала», сообщает сайт «KGD.ru». Подлинные графические работы из коллекции Марка и Павла Башмаковых представила галерея современного искусства «PS Gallery» из Санкт-Петербурга.

«Для музея, который славится именно своей графической коллекцией, представление графического творчества Марка Шагала очень важно. Потому что это художник, который открыл в совершенно привычных техниках новую манеру художественного высказывания», — подчеркнула директор музея изобразительных искусств Галина Заболотская. По её словам, в выставке есть интересная параллель. Марк Шагал обучался графике у знаменитого мастера того времени Германа Штрука. А тот за несколько десятилетий до этого приобщил к искусству хорошо известного калининградцам немецкого художника Ловиса Коринта. Его дом в Гвардейске станет первым филиалом музея. Кроме того, на открытие выставки пригласили представителей калининградской синагоги, ведь её витражи — оммаж к витражному творчеству авангардиста.

Как рассказала арт-директор «PS Gallery» и куратор выставки Яна Кириллова, изначально «Три эпохи» задумывалась как ретроспектива графического пути художника. Однако в итоге в ней появился дополнительный смысловой пласт. «Шагал — это художник между небом и землей. Он говорил, что родился мёртвым. И действительно, всю свою жизнь он как будто бы находился немножечко за гранью нашей реальности. И в нашей экспозиции мы можем вместе с художником пролететь между небом и землей, над бытием человечества. Начав с сотворения мира, продолжить в помещичьей России и закончить 20-м веком — веком технологическим, во многом связанным с потрясшими мир войнами», — отметила Кириллова.

Экспозиция начинается с серии «Мёртвые души». В начале 1920-х годов Шагал переехал из России в Германию, где узнал, что во Франции его ждёт знаменитый маршан (сейчас бы его назвали продюсером) Амбруаз Воллар. Он предлагал проиллюстрировать книгу, и Шагал настаивал, чтобы это была русская классика — «Мертвые души» Николая Гоголя. Художник быстро закончил серию, но выпуск откладывается, а потом Воллар погиб. Затем идут серии «Сотворение мира» и «Давид и Вирсавия» из иллюстраций к Библии. «Для Шагала иллюстрации к Библии — это не привычные нам работы около иконописного вида. Это нечто про природу, про истинную трактовку явлений, философию и бытовые сюжеты», — поясняет куратор. Завершает экспозицию серия «И на земле…». Это иллюстрации к мемуарам Андре Мальро, в которых он вспоминал о своём сопротивлении режиму Франко.

Для изображения тяжелого времени репрессий и расстрелов в Испании Шагал возвращается к чёрно-белому нерву офорта. Это единственная серия художника, посвящённая теме войны. «Шагал изображает военные сцены, полные трагизма, но остаётся художником очень светлым. Даже в военных перипетиях, трагедиях, смерти Шагал надеется, что небо, наполненное самолётами и военными катастрофами, которые разрывали 20-й век, всё-таки сменится небом полным птиц», — заключила Кириллова.

Выставка «Три эпохи Марка Шагала» продлится до 1 августа. При этом посетители имеют уникальный шанс углубить свои впечатления от экспозиции. У Заболотской есть томик «Мёртвых душ» с иллюстрациями мастера авангарда. И во время директорских экскурсий она будет брать его с собой: так каждый гость сможет сравнить типографский вариант и оригинальную работу автора.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции