Жители Умани предсказывают, что военные действия не остановят всех еврейских паломников
Жители украинского города Умань привыкли принимать у себя десятки тысяч верующих евреев во время ежегодного паломничества на Рош а-Шана, пишет журналист «The Times of Israel» Лазар Берман.
Многие работают в еврейских компаниях в сентябре, некоторые выучили иврит больше, чем можно было бы ожидать, и большинство с некоторой долей гордости говорят о славе своего родного города и статусе священного места. Сейчас, когда уже пять месяцев продолжается российская спецоперация на Украине, паломничество под большим вопросом. Израиль и Украина выпустили предупреждения, чтобы сдержать верующих, но неясно, какой эффект они оказали.
Местные жители в Умани сообщили «The Times of Israel» на этой неделе, что они ожидают, что тысячи хасидов и других людей все равно отправятся в путь. Ежегодное паломничество, которое было основным экономическим двигателем города, было серьезно нарушено из-за пандемии. В 2020 году, когда во всем мире действовали ограничения на поездки из-за Covid-19, тысячи ультраортодоксальных паломников пытались въехать в страну. Только 3000 верующих успели прибыть, прежде чем Киев закрыл свои границы, чтобы избежать вспышки, в то время как другие провели праздник в лагере на обочине дороги недалеко от границы, умоляя, чтобы их впустили. «Я знаю, что они придут», — заявил Дмитрий, местный строитель, наслаждаясь пивом и сигаретой у пруда в Еврейском районе. «Мы думаем, что об их безопасности позаботятся».
Дмитрий, стремившийся похвастаться своим знанием еврейских ругательств, девять лет проработал в магазине на улице Пушкина в самом сердце еврейской Умани. «Поскольку кости рабби Нахмана здесь, мы думаем, что они придут», — заметил он, имея в виду рабби Нахмана из Брацлава, лидер хасидов 18-начала 19 века, могила которого ежегодно привлекает паломников. Другие ожидают гораздо более скромных показателей. «Мы ожидаем, что будет как два года назад, в первый год пандемии», — заявил водитель Сергей. «Около 2000 человек, которые обычно приезжают раньше, собираются прибыть и остаться здесь ненадолго. Но большого наплыва людей мы не ожидаем».
«Все в выигрыше»
Жители – неевреи были единодушны во мнении, что паломничество является благом для их города. «В обычное время все нормально», — рассказал Саша, куря сигарету рядом с магазином иудаики. «От этого выигрывают все, от этого выигрывает местная экономика, люди зарабатывают деньги, город процветает, когда приезжают люди. Это обычный бизнес, мы рады, что они здесь». «Это хорошо для города», — соглашается 25-летняя Алина Турколава, работающая в магазине кошерной пиццы на улице Пушкина. Она решила изучать иврит в течение года в университете после встречи с израильтянами каждый сентябрь. «Таким образом, мы можем говорить с разными людьми и встречаться с ними, а также люди из Израиля могут посетить наш город, и я могу спросить об их опыте в Умани», — заявила она. Паломничество в Умань насчитывает сотни лет.
При жизни рабби Нахман увещевал своих последователей проводить с ним Рош а-Шана, а после его смерти в 1810 году они начали совершать паломничество к его могиле. Евреи видели, как их судьба в Умани сильно разнилась. Хотя он был важным центром хасидизма и еврейского просветительского движения, город также был местом кровавых погромов в 1749, 1768, 1919 и 1942 годах. Несмотря на экономические выгоды для города, в некоторых кварталах сохраняется напряженность между местными жителями и еврейскими паломниками, и некоторые жители выразили опасения по поводу того, как ведут себя приезжие евреи. «Большинство ведет себя нехорошо», — посетовал Дмитрий. «Они выставляют себя так, как будто им принадлежит это место. Мы надеемся, что они поймут, что они здесь гости, и должны уважать это». Саша чувствовал то же самое. «Это правда, что многие из них ведут себя не очень хорошо. Мы бы предпочли, чтобы они были лучше воспитаны».
Драки между приезжими евреями и местными жителями, которые перерастали в поножовщину и другие беспорядки, стали настолько обычным явлением, что израильская полиция теперь присылает на время праздника своих офицеров, чтобы помочь местным властям поддерживать порядок. Некоторые обвиняют в проблемах шумную молодежь и других, которые едут в Умань из-за атмосферы вечеринки, а не из-за чисто религиозного опыта. «Каждый год происходит много инцидентов с пассажирами, направляющимися в Умань, — сообщал новостному сайту «Ynet» высокопоставленный источник в аэропорту Бен-Гурион в 2018 году. — Есть пассажиры, которые прибывают в самолет пьяными или даже под кайфом; есть те, кто приезжает с целлофановыми пакетами вместо чемоданов. Некоторые путешественники прибывают на рейс без билетов и просят «щедрости» от других пассажиров; и многие из них прибывают на рейс буквально в последний момент, словно это автобус». Даже беженцы, которых сейчас размещают в кошерных отелях, уже слышали о недовольстве местных жителей некоторыми приезжими. Алена, беженка из Херсона, нашла работу, работая с еврейскими детьми в Умани. «Дети рассказывают мне о культуре и разных историях. Мы слышали хорошие вещи, и мы слышали плохие вещи. Мы слышали, что когда приходит много людей, они думают, что они не гости, а здесь главные, и возникают конфликты».