Убитый иранский офицер планировал нападения на израильтян и евреев по всему миру
Согласно сообщениям ивритоязычных СМИ, высокопоставленный член иранского Корпуса стражей исламской революции, убитый в Тегеране 22 мая, планировал похищения людей и другие попытки нападения на израильские и еврейские объекты по всему миру, пишет «The Times of Israel».
По сообщениям иранских государственных СМИ, двое неизвестных выстрелили в полковника Хасана Сайада Ходаяри в его машине в центре Тегерана. В сообщениях иранских СМИ он упоминался как «защитник святыни», как называют иранцев, которые проводят операции Тегерана в Сирии и Ираке в составе элитных «Сил Кудса» КСИР. Хотя КСИР сообщил лишь скудные подробности о нападении, которое произошло средь бела дня в центре столицы Ирана, организация обвинила в убийстве «глобальное высокомерие», использовав эвфемизм, обозначающий США и Израиль.
Иранский чиновник, которого цитирует катарский телеканал «Al-Jazeera», предупредил, что убийство является «пересечением красной линии» и что виновные «заплатят высокую цену». Это обвинение, а также дерзкий стиль нападения повысили вероятность его связи с другими убийствами, совершенными мотоциклистами в Иране, которые ранее приписывались Израилю, например, убийства ученых – ядерщиков. Если подозрения относительно причастности Израиля к нападению подтвердятся, это будет новый уровень действий еврейского государства против Ирана, поскольку Ходаяри никоим образом не участвовал в его ядерной программе, сообщает телерадиокомпания «Kan».
Немедленных заявлений о взятии на себя ответственности за нападение не было.
Отвечая на вопрос об инциденте от «Channel 12», министр обороны Бени Ганц отказался от комментариев. О Ходаяри было мало информации в открытом доступе, поскольку офицеры «Сил Кудса», как правило, являются теневыми фигурами, выполняющими секретные военные миссии в поддержку ливанской террористической группировки «Хезболла» и других ополченцев в Сирии, Ираке и других местах. Но, согласно новостям «Channel 13», одним из оперативников под руководством Ходаяри был Мансур Расули. В апреле сообщалось, что Расули, который, как утверждается, является членом КСИР, во время допроса в своем доме в Иране признался агентам «Моссада», что его послали для нападения на израильского дипломата в Турции, а также на американского генерала в Германии и журналиста во Франции.
«Channel 12» сообщил, что Ходаяри также стоял за недавно обнаруженной «Шин Бет» попыткой иранских оперативников заманить израильских ученых, бизнесменов и бывших сотрудников Министерства обороны за границу и, возможно, похитить их. Он также стоял за предполагаемым заговором с целью убийства пяти израильтян на Кипре. Кроме этого, «Channel 12» сообщил, что Ходаяри недавно вернулся из Сирии, где служил под командованием бывшего командующего силами «Аль-Кудса» КСИР Касема Сулеймани, который сам был убит в результате авиаудара США в Ираке в январе 2020 года. Источник в иранской службе безопасности сообщил, что он также играл «важную» роль в военной промышленности Ирана, «особенно когда дело касалось дронов».
КСИР был признан иностранной террористической организацией администрацией президента США Дональда Трампа после того, как он вышел из соглашения 2015 года об иранской ядерной программе, официально известного как Совместный всеобъемлющий план действий. Элитное военное подразделение широко обсуждалось в последние месяцы после того, как Тегеран потребовал исключить его из американского «черного списка» террористов в качестве условия возвращения к соблюдению многостороннего соглашения 2015 года. Израиль призвал США отклонить требование Тегерана, заявив, что КСИР является «террористической организацией, убившей тысячи людей, в том числе американцев».
США неоднократно заявляли, что не намерены выполнять требования Тегерана, из-за чего переговоры в Вене с середины марта заморожены. Давняя скрытая война между Израилем и Ираном в последние месяцы вырвалась наружу, с бомбардировками Израилем иранских объектов в Сирии, и взаимными кибератаками, проводимыми обеими странами, угрожая поставить региональных соперников на грань прямой войны.