Внуки немецкого бизнесмена-еврея подали в суд на хьюстонский Музей изящных искусств из-за изъятой нацистами картины
Музей изящных искусств Хьюстона (MFAH) и внуки немецкого еврейского коллекционера произведений искусства 24 марта предстали перед федеральным судом по делу о картине 18-го века, изъятой нацистами перед Второй мировой войной, пишет журналистка «The Algemeiner» Ширин Гермезиян.
Согласно сообщению «The Houston Chronicle», в прошлом году MFAH подтвердил, что считает «Рынок в Пирне» Бернардо Беллотто законным приобретением, и отрицал, что доктор Макс Джеймс Эмден продал ее под принуждением. Музей нанял всемирно известного исследователя провенанса, Лори Штайн, которая определила, что продажа Эмденом картины правительству Германии в 1938 году была добровольной, и что он продал картину через своего дилера и «получил запрашиваемую цену». «Новой информации, которая изменила бы данные о добровольном характере продажи в 1938 года, инициированной Эмденом, не поступало», — заявил 24 марта пресс-секретарь музея.
Внуки Эмдена считают себя «законными владельцами» картины, утверждая, что Эмден был вынужден продать картину арт – дилеру Адольфа Гитлера Карлу Хаберстоку, и что произведение искусства следует вернуть семье. Фонд сохранения искусства «Охотники за сокровищами» встал на сторону семьи в этом деле, заявив, что картина была продана под принуждением и что у MFAH «есть срочная обязанность… незамедлительно вернуть картину Беллотто ее законным наследникам». Судебное заседание 24 марта должно было определить, должно ли дело быть передано в суд. Музей попросил окружного судью США Кита Эллисона закрыть дело, но Эллисон указал, что объявит о своем решении позднее, сообщает «The Houston Chronicle».
Оригинальная картина Беллотто «Рынок в Пирне» была заказана для короля Польши Августа III. На картине изображен город в Германии и оживленная рыночная площадь с замком Зонненштайн на заднем плане. Художник написал несколько меньших копий картины с его автографами, одна из которых принадлежала Эмдену, гражданину Германии и владельцу сети универмагов. Наследники Эмдена заявили, что работа была изъята из его личной коллекции в Швейцарии, куда он иммигрировал до 1930 года. Позднее картина была обнаружена среди тысяч других в соляной шахте в Австрии группой британских и американских кураторов, историков, библиотекарей и архитекторов, которые поставили перед собой задачу вернуть произведения искусства, изъятые нацистами, их законным владельцам.
Согласно информационному сообщению на сайте музея, Штайн обнаружила, что в мае 1945 года три картины Беллотто, принадлежавшие Эмдену, были доставлены в музей в Мюнхене. Правительство Германии заявило о праве собственности на две картины, поскольку считалось, что они были проданы добровольно, но в 2019 году немецкая комиссия вернула картины наследникам Эмдена, установив, что все три картины были проданы под принуждением. Третья картина Беллотто, «Рынок в Пирне», в 1946 году была ошибочно передана союзниками правительству Нидерландов. В музее заявили, что затем картина оказалась во владении международного арт-дилера Хуго Мозера, который продал ее фонду, передавшему работу в подарок MFAH в 1961 году.
Фонд «Охотники за сокровищами» предложил поделиться с MFAH своими выводами о провенансе картины, в том числе фальшивыми документами, которые были сделаны в Нью-Йорке, но музей отказался. MFAH утверждал в судебных документах, что семья Эмдена неоднократно имела возможность в прошлом оспорить право собственности на картину, но не сделала этого. В ответ семья заявила, что только недавно смогла подтвердить, что картина в музее принадлежала их дедушке.