Российская спецоперация на Украине привела к росту конкуренции за новых сотрудников в технологическом секторе Израиля
Согласно новому отчету израильской венчурной компании «OurCrowd», опубликованному 22 марта, израильская технологическая отрасль готовится к набору персонала в 2022 году на фоне хронической нехватки сотрудников в этом секторе, а также внимательно следит за событиями на Украине и анализирует их влияние на местный технологический сектор, пишет журналист «The Times of Israel» Рикки Бен-Давид.
Ежеквартальный индекс вакансий в сфере высоких технологий «OurCrowd», основанный на опросах более 170 портфельных компаний, направлен на отслеживание вакансий и моделей найма в отрасли. Данные для новейшего отчета за четвертый квартал 2021 года были собраны до начала российской спецоперации на Украине 24 февраля и показали, что израильские компании возрождают амбициозные планы найма. Согласно отчету, более 70% опрошенных компаний заявили, что увеличили набор персонала в четвертом квартале 2021 года, а 62% указали, что планируют увеличить набор персонала в 2022 году, в котором также были отмечены проблемы с набором сотрудников на должности в области программного обеспечения, исследований и разработок.
Правительство Израиля годами пыталось решить проблему нехватки кадров, а также отсутствия разнообразия в технологическом секторе, развивая различные программы и инициативы, направленные на интеграцию членов недостаточно представленных общин, включая женщин, членов арабских общин Израиля, ультраортодоксальных специалистов, рабочих, проживающих на так называемой периферии, и работников старше 45 лет.
Между тем, российская спецоперация на Украине, продолжающаяся уже четвертую неделю, оказала важное влияние на технологическую отрасль Израиля, которая полагалась на украинских разработчиков и инженеров в области исследований и разработок — должности, которые очень трудно заполнить, судя по сообщениям о нехватке сотрудников в отрасли. Самые последние данные за 2021 год показывают около 13000 открытых вакансий в сфере высоких технологий, но эксперты говорят, что реальная цифра намного выше. «Растущий спрос со стороны израильских высокотехнологичных компаний сталкивается с повсеместной нехваткой квалифицированных кандидатов, причем наиболее востребованным персоналом является программное обеспечение/исследования и разработки. Две трети компаний говорят, что не могут найти достаточно квалифицированных кандидатов на открытые вакансии», — говорится в отчете «OurCrowd».
Согласно недавней оценке «Start-Up Nation Central», израильские компании работали с десятками тысяч украинских разработчиков и инженеров, отчасти для того, чтобы компенсировать их нехватку в Израиле. Украина уже более десяти лет является популярным центром аутсорсинга информационных технологий для международных компаний. За несколько недель до начала российской спецоперации и в ее первые дни израильские компании стремились помочь своим украинским сотрудникам добраться до безопасного места, финансируя переезд и организуя логистику для тех, кто был вынужден остаться в стране. Многие из этих и других компаний занялись сбором средств, организацией пожертвований и инициативами по поощрению найма украинских талантов, в том числе внутренне перемещенных лиц и тех, кто стал беженцами.
«Воздействие событий на Украине, вероятно, значительно ужесточат и без того напряженный израильский рынок труда», — заявил «The Times of Israel» генеральный директор «OurCrowd» Джон Медвед. «Израилю уже не хватает десятков тысяч программистов для своей технической инфраструктуры, а десятки тысяч программистов на Украине, которые поддерживали израильские компании, сейчас находятся в бедственном положении. Это окажет серьезное влияние на человеческие ресурсы израильских технологических компаний».
Отчет «OurCrowd» также показал, что в 64% опрошенных израильских компаний некоторые сотрудники находятся за границей, а 36% находятся в Израиле. Кроме того, в четвертом квартале 2021 года более 75% компаний по-прежнему практиковали гибридную занятость, когда сотрудники часть времени работают удаленно, а остальное время на месте — небольшое снижение по сравнению с пиковым показателем в 83% в третьем квартале. Треть респондентов заявили, что отсутствие работы в офисе на полный рабочий день снижает производительность, а 27% считают, что это имело положительный эффект. «Сочетание рынка ищущих работу с неудовлетворенной потребностью в качественных сотрудниках и непрерывной гибридной моделью работы на дому потенциально может увеличить столь необходимое разнообразие рабочей силы с точки зрения периферии, пола и возраст», — отметила Лали Дэвид, партнер по развитию бизнеса в «OurCrowd». Медвед подсчитал, что, по крайней мере, в краткосрочной перспективе российская спецоперация на Украине в сочетании с мировой инфляцией и продолжающимися трудностями в цепочке поставок, вероятно, окажет «негативное влияние на израильский рынок труда в будущем».