Исторические синагоги в Измире обретают новую жизнь
150 лет назад еврейская община Измира на Эгейском побережье Турции насчитывала более 30000 человек, пишет журналист JTA Дэвид И.Кляйн.
Это был родной город выдающихся личностей, от певца на ладино Дарио Морено до известного раввина Хаима Паллачи и печально известного лжемессии Шаббатая Цви. Сегодня еврейская община города сократилась до 1000 человек. Но жители и гости Измира скоро смогут узнать, каким был город, когда в нем проживала третья по величине еврейская община в Османской империи. Благодаря проекту сохранения еврейского наследия Измира девять исторических синагог в старом городе Измира, известном как Кемералты, были восстановлены и с июня будут открыты для публики в качестве музеев.
Район, расположенный недалеко от набережной Измирского залива, является одним из крупнейших открытых рынков в мире, привлекающим туристов со всей Европы и за ее пределами. «Вы можете найти там все, что захотите. Вы можете попробовать любую еду, понюхать любой аромат», – заявил JTA директор проекта «Наследие» Несим Бенкоя. Сегодня в районе возвышаются минареты многочисленных мечетей и шпили церквей, принадлежащих греческой православной общине, члены которой когда-то также были отличительной чертой пестроты Измира. Когда проект начнет работать, Бенкоя надеется, что синагоги присоединятся к ним в качестве важного аспекта характера Кемералти. «Даже если в Измире не будет ни одного еврея, люди смогут сказать: смотрите, здесь была еврейская цивилизация», – отметил он.
Шесть из девяти синагог стоят рядом друг с другом, практически стена к стене, окружая внутренний двор, в то время как остальные три разбросаны по всему району. В дополнение к синагогам также восстанавливается бывший дом главного раввина города. Всего в нескольких минутах ходьбы от отеля по соседству находится дом детства Шаббатая Цви и здание, в котором когда-то размещалась кошерная винодельня. После завершения реконструкции синагоги будут служить живым музеем еврейской истории Измира с экспонатами, посвященными местным обычаям, а также истории отдельных синагог и их прихожан, таких как синагога «Алгази», названная в честь семьи ее раввина, члены которой были способными музыкантами, или синагога «Портекиз», которая была основана в 16 веке североафриканскими евреями португальского происхождения.
Измир – не единственный город в Турции, где восстанавливаются древние синагоги. В последние годы в Эдирне, городе на границе с Болгарией, и Килисе, городе на востоке Турции, недалеко от Сирии, благодаря государственному финансированию были восстановлены давно заброшенные синагоги. Сегодня ни в одном из этих городов не проживают евреи, и некоторые скептики указывают на эти кампании как на способ для президента Реджепа Тайипа Эрдогана, у которого были скандальные заявления об Израиле, избежать обвинений в антисемитизме. Но другие говорят, что это проистекает из искренней признательности к ныне сокращающейся еврейской общине страны.
Бенкоя заявил, что его проект, который в основном финансируется Европейским союзом, был вдохновлен восстановлением других исторических еврейских кварталов, например, в Праге, еврейский квартал которой в настоящее время является главной достопримечательностью для посетителей центральноевропейского города. Небольшие города Испании также стремятся отремонтировать (а в некоторых случаях и раскопать) древние синагоги. «Мы взяли в качестве примера Пражский еврейский музей», – рассказал Бенкоя. «В 2017 году у них было 716000 посетителей. Если это произойдет и с нами, мы станем богатыми».
В случае успеха проект, как он надеется, поможет сократить расходы сокращающейся общины, чтобы она могла позволить себе сохранить свое наследие. «Это поможет общине, у них будет доход, чтобы заботиться об этих местах и обо всем остальном, что им нужно», – заметил Бенкоя. «Туризм Измира тоже получит от этого выгоду, отели, рестораны, такси, все, куда культурные туристы могут пойти в городе». Как и в Праге, здесь есть что сохранить, поскольку у общины была долгая история.
Древняя община
Евреи жили в Измире, когда-то известном по-гречески как Смирна, с глубокой древности. Поскольку город также был центром раннего христианства, евреи упоминаются в церковных документах, датируемых вторым веком н. э. Старейшая из восстановленных синагог, «Эц Хаим», упоминается в документах 17 века, но местная традиция гласит, что она существует со времен Византийской империи. Как и в других местах Турции, в городе было несколько эпох еврейской жизни, от грекоязычных евреев-романиотов византийской эпохи до сефардской общины, приглашенных османами после их изгнания из Испании в 1492 году. Относительная толерантность, обеспечиваемая Османской империей, позволила общине процветать, и к началу 20-го века ладиноязычные евреи составляли 10% населения города, вторую по величине группу нетурецкого населения после греков, которые составляли около половины жителей города.
«Мы не новички здесь, мы очень старые жители этой земли», – подчеркнул Бенкоя. Бенкоя, которому 66 лет, родился и вырос в Измире. Как и многие другие турецкие евреи за последнее столетие, в возрасте 19 лет он репатриировался в Израиль, рассчитывая навсегда покинуть Турцию. Он прожил в Израиле 39 лет, прежде чем вернуться в город своей юности в 2010 году. «Знаете, когда вам исполняется 40 или 45 лет, вы начинаете задумываться о своем происхождении», – заявил он. В Израиле он был директором хайфской синематеки. Когда община заинтересовалась сохранением еврейских памятников города, его пригласили возглавить проект.
У Бенкои есть собственные намерения бороться с антисемитизмом, смело демонстрируя религиозные и светские аспекты своей культуры. Он и все остальные участники проекта ожидают, что он привлечет гораздо больше посетителей-неевреев, чем евреев, и предоставит пространство для культурного диалога между евреями и неевреями в стране, где антисемитскую риторику часто пытаются сделать частью «нормальности». «Так я буду бороться с антисемитизмом – не с оружием в руках, конечно, а с гордостью демонстрируя себя», — рассказал Бенкоя. «Евреи здесь склонны прятаться, и у нас есть пословицы, которые говорят: «Не вмешивайтесь в политику», «лучше, если люди нас не замечают». – Я хочу, чтобы люди заметили нас. Я хочу, чтобы меня принимали во внимание, я хочу участвовать в процессе принятия решений. Вот о чем этот проект». «Люди приходят и смотрят, и это принесет в город деньги, весь Измир получит прибыль, евреи и неевреи», – добавил он. Он надеется, что это также поможет укрепить чувство собственного достоинства еврейской общины. «Чем успешнее это будет, тем сильнее это сделает нашу общину. И, может быть, люди не просто уедут и поедут в Израиль, но мы пробудем здесь еще 100 лет, по крайней мере еще 100 лет!»