Читая Тору

Недельная глава «Ницавим-Вайелех». Как обновить нацию

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 3 сентября 2021
Поделиться

Талмуд дает остроумное толкование стиху: «Учение заповедал нам Моше, [передал] наследие общине Яакова!» Дварим, 33:4. — Примеч. перев. Отмечая, что заповедей 613, а числовое значение слова «Тора» — 611, Талмуд утверждает, что в действительности Моше дал нам 611 заповедей, а остальные две: «Я — Г‑сподь, твой Б‑г» и «Пусть не будет у тебя других богов передо Мной» (первые две из десяти заповедей) — сыны Израиля получили не от Моше, а прямо от самого Б‑га Макот, 23б–24а.— Здесь и далее, если не указано иное, примеч. авт. .

Есть и другое различие, которое могли бы провести мудрецы. Моше дал нам 611 заповедей, а под конец, в «Вайелех», он дал нам две метазаповеди — заповеди о заповедях. Это «акэль», заповедь каждые семь лет собирать весь народ на публичное чтение (ключевых частей) Торы, а также заповедь: «А теперь запишите себе вот эту песнь» (Дварим, 31:19), трактуемая традицией как заповедь написать или принять участие в написании нашей собственной «Сефер Тора».

Моше назначает Йеошуа своим преемником

Эти две заповеди обособлены от остальных. Они были даны после краткого повторения всей Торы в книге Дварим, благословений, проклятий и церемонии обновления Завета. Они встроены в рассказ о том, как Моше передает руководящие полномочия своему преемнику Йеошуа. Связующее звено в том, что и законы, и этот рассказ служат идее преемственности. Законы призваны гарантировать, что Тора никогда не устареет, что ее будут писать сызнова при жизни каждого поколения, что она не будет забыта народом и никогда не перестанет быть его действующей конституцией, формирующей его как нацию. Нация никогда не отбросит свои учредительные принципы, свою историю и идентичность, свое бережное отношение к прошлому и ответственность перед будущим.

Обратите внимание: эти две заповеди дополняют одна другую, и это прекрасно. «Акэль», заповедь о собрании всей нации, адресована народу как совокупности всех людей. Заповедь о написании «Сефер Тора» адресована каждому человеку индивидуально. И в этом суть политики Завета. Мы несем как индивидуальную ответственность, так и коллективную. Говоря словами Гилеля: «Если не я за себя, то кто за меня? А если я только за себя, то кто я?» В иудаизме государство — еще не всё: этим он отличается от авторитарных режимов. И индивид в нем — тоже не всё: этим иудаизм отличается от радикально индивидуалистических либеральных демократий. Общество Завета созидается, когда каждый признает свою ответственность за всех, индивиды обязуются служить общему благу. Поэтому «Сефер Тора» — письменную конституцию, формирующую нас как нацию, — следует обновлять в жизни каждого индивида по отдельности (заповедь 613) и в жизни нации (заповедь 612).

Вот как Тора описывает мицву «акэль»:

«Каждый седьмой год, в год прощения [долгов], в праздник Суккот, когда весь Израиль придет, чтобы предстать пред Г‑сподом, вашим Б‑гом, на том месте, которое Он изберет, читайте это Учение вслух всему Израилю. Соберите [весь] народ — мужчин, женщин и детей, а также переселенцев, которые [живут] в ваших городах, — чтобы они слушали и учились, чтобы они боялись Г‑спода, вашего Б‑га, и неукоснительно соблюдали все слова этого Учения. Пусть их дети, которые [еще] не знают [этого], слушают, пусть и они научатся бояться Г‑спода, вашего Б‑га, — всегда, пока вы живете на земле, на которой вы окажетесь, перейдя Иордан, и которой овладеете” (Дварим, 31:10–13).

Обратите внимание: это мероприятие носит инклюзивный характер. Было бы анахронизмом называть Тору эгалитарной в современном смысле этого слова. Как‑никак в 1776 году авторы американской Декларации независимости могли написать: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными», — хотя тогда все еще существовало рабство и ни одна женщина не имела избирательного права. Однако Тора сочла сущностно важным, чтобы в церемонии получения гражданства в республике веры участвовали женщины, дети и переселенцы.

Кто зачитывал текст? Тора не содержит этой подробности, но традиция приписывала эту роль царю. И это было крайне важно. Тора отделяет религию от политики. Царь не был первосвященником, а первосвященник — царем Некоторые цари из династии Хасмонеев нарушали это правило, что возымело катастрофические долгосрочные последствия. . И это было нечто революционное. Чуть ли не во всех остальных обществах Древнего мира глава государства был по совместительству высшим иерархом религии; это представляло собой не случайное совпадение, а основополагающую черту языческого понимания религии как власти. Но царь должен был действовать в рамках Торы. Ему было заповедано иметь особый свиток Торы, написанный специально для него; он должен был держать его при себе, когда сидел на троне и читал свиток «всю жизнь» (Дварим, 17:18–20). Здесь же, раз в семь лет читая Тору вслух собравшемуся народу, он демонстрировал, что нация как политическое образование существует под священной сенью слова Б‑жия. Мы — народ, сформированный Заветом, — вот что говорил намеками царь. Если мы будем соблюдать его, нас ждет процветание; а не будем — потерпим крах.

Маймонид так описывает церемонию:

«Трубили в трубы по всему Иерусалиму, чтобы собрать народ, приносили большой деревянный помост, ставили его посреди Женского двора, и тогда царь поднимался на него и садился, чтобы было слышно его чтение… Смотритель синагоги брал свиток Торы и передавал главе синагоги, глава синагоги отдавал его заместителю, заместитель — первосвященнику, а первосвященник вручал его царю, чтобы [Тора] получила почтение от множества людей… Царь читал те отрывки, о которых мы говорили, пока не доходил до конца, сворачивал [свиток] и благословлял после [чтения Торы], подобно тому как благословляют в синагогах… А прозелиты, которые не знали [иврита], должны были приготовить сердца свои и настроить уши свои, чтобы слушать в страхе и ужасе, в радости и трепете, как в день, когда [Тора] была дана на Синае. Даже великие мудрецы, которые знали всю Тору, должны были слушать с величайшим вниманием; <…> и [каждый] должен был чувствовать себя, как будто только что была заповедана [Тора] и как будто слышит он ее из уст Всемогущего. Ведь царь — это посланец, возвещающий слова Б‑га» Мишне Тора, Хагига, 3:4–6. Русское издание: Мишне Тора (Кодекс Маймонида): Книга «Жертвоприношения», Законы празднования, 3:4–6 // Рабби Моше бен Маймон. М.: Книжники; Лехаим, 2020. .

Маймонид не только дает нам представление о грандиозности этого события, но и формулирует радикальную мысль: «акэль» представляет собой воспроизведение Дарования Торы на горе Синай: «как будто только что была заповедана [Тора]», «как будто слышит он ее из уст Всемогущего», — и следовательно, это церемония обновления Завета. Как он пришел к подобной мысли? Почти наверняка благодаря тому, как Моше описывает Дарование Торы в «Ваэтханан»:

«[Расскажи им] о том дне, когда ты стоял пред Г‑сподом, твоим Б‑гом, у Хорева, и когда сказал мне Г‑сподь: “Собери (акэль) ко Мне народ, и Я возвещу им Мои слова&nbsp;— пусть они научатся бояться Меня, покуда живут на земле, и пусть научат своих сыновей”» (Дварим, 4:10).

Все слова, выделенные курсивом, отзываются в заповеди об «акэль», особенно само слово «акэль», употребленное лишь в еще одном месте Торы. Таким образом Дарование на Синае воспроизводилось раз в семь лет в Иерусалимском храме, и таким образом нация — мужчины, женщины, дети и переселенцы — обновляла свою приверженность его учредительным принципам.

Танах знакомит нас с яркими описаниями церемоний обновления Завета во времена Йеошуа (Йеошуа, 24), Йошияу (Млахим II, 23), Асы (Диврей а‑ямим II, 15), а также Эзры и Нехемьи (Нехемья, 8–10). Это были исторические моменты, когда нация осознанно посвящала себя Б‑гу заново после долгого периода отпадения от религии. Благодаря «акэль» и обновлению Завета Израиль обладал вечной способностью омолаживаться, вновь обретая то, о чем Ирмеяу сказал: «в юности ты была преданной» (Ирмеяу, 2:2).

Что происходило с «акэль» на протяжении без малого 2 тыс. лет, когда у Израиля не было ни царя, ни страны, ни Храма, ни Иерусалима? Некоторые ученые мужи выдвинули интригующее предположение, что сохранявшийся примерно до XIII века минаг Эрец‑Исраэль — обычай евреев в Израиле и евреев из Израиля — читать Тору не раз в семь лет, а раз в три года или раз в три с половиной года задумывался, чтобы организовывать семилетний цикл, дабы второе чтение завершалось одновременно с «акэль», а именно на Суккот, по окончании шмиты — субботнего года (что‑то наподобие Симхат Тора, происходившего раз в семь лет) См.: Р. Эльханан Самет. Ле‑июним бе‑паршот ха‑шевуа. 2nd series, 2009. vol. 2. Р. 442–461. .

Я предложил бы другой ответ. Обыкновение читать Тору шабатним утром, восходящее к древности, приобрело новую значимость во времена изгнания и рассеяния. Есть обычаи, напоминающие нам об «акэль». Тору читают — как делали царь на «акэль» и Эзра на своем собрании народа — стоя на биме, деревянном возвышении. Чтец Торы никогда не стоит один; обычно на биме находятся трое — сеган Сеган (ивр.) — «заместитель первосвященника» в Торе. — Примеч. перев. , чтец и прихожанин, вызванный к Торе, — они символизируют Б‑га, Моше и сынов Израиля соответственно Шульхан арух, Орах хаим, 141:4 и комментарий из «Левуш» к тому же месту. . По мнению большинства алахических авторитетов, чтение Торы — это ховат цибур, обязанность общины, а изучение Торы — наоборот, ховат яхид, обязанность каждого отдельного человека Таково мнение Рамбана, которое большинство считает нормативным предписанием. См., например: Ялькут Йосеф, Ильхот кериат а‑Тора. . Итак, я считаю, что «кериат а‑Тора» следует переводить не как «чтение Торы», а как «оглашение Торы». Это наш аналог церемонии «акэль», перенесенной с седьмого года на седьмой день.

Индивидам, а уж тем более нациям нелегко оставаться вечно молодыми. Мы дрейфуем по течению, сбиваемся с пути, отвлекаемся, утрачиваем чувство предназначения, а заодно энергичность и целеустремленность. Полагаю, лучший способ оставаться молодым — это никогда не забывать, что «в юности мы были преданными», хранить в памяти свои судьбоносные переживания, сделавшие нас такими, каковы мы ныне, свои давнишние мечты о том, как мы изменим мир, чтобы он стал лучше, справедливее, прекраснее в духовном отношении. «Акэль» был подарком, который Моше сделал нам на прощание, показав, как можно добиться этих перемен.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Ницавим

«Ницавим неизменно читают перед Рош а‑Шана. Это третья глава с обращением Моше к еврейскому народу: «Вы стоите сегодня все пред Б‑гом, Всесильным вашим...» Свою речь Моше адресует всем евреям, вместе взятым и отдельным группам — от «глав колен ваших» до «черпающих воду для тебя», которые также объединены воедино словами «вы все».

Уроки Торы I. Вайелех

Глава «Вайелех» обычно читается в Субботу после Рош а‑Шана. В беседе Ребе прослеживается связь этой главы c ее местом в календаре. В главе рассказывается, как Моше, завершив Письменную Тору, передал ее левитам, чтобы она хранилась в ковчеге Завета, в Святая святых. В определенном смысле Рош а‑Шана и Йом Кипур — Святая святых еврейского года. Каково же значение Святая святых и как она воздействует на внешний мир?