Франсуаза Фабиан играет в фильме «Роза» вдову-еврейку, нерешительно исследующую жизнь
Актриса, а ныне дебютирующий режиссер, писатель и композитор Орели Саада вкладывает огромное количество личной ностальгии в «Розу», фильм, проникнутый любовью к ее североафриканским еврейским корням, от музыки (полностью написана Саадой) до еды – в титрах даже есть ее рецепт «макруда», печенье с финиками, сообщает «Variety».
В фильме снимается Франсуаза Фабиан в роли вдовы, которая нерешительно взаимодействует с миром, выходя из-под опеки своих детей, и, хотя личность легендарной актрисы предлагает моменты очарования и глубины, слабый, пронизанный клише сценарий сводит почти всех к двум характеристикам. В результате «Роза» никогда по-настоящему не цветет. Несмотря на такой недостаток, его всеобъемлющее проявление еврейства, как сефардского, так и ашкеназского, гарантирует фильму легкую продажу через Атлантику.
Вся семья Голдбергов и их друзья буквально в водовороте веселья по поводу дня рождения отца семейства Филиппа (Бернар Мюрат), который отмечается на большом празднике, изобилующем песнями на идиш. Для его ортодоксального сына врача Пьера (Грегори Монтель, «Позвони моему агенту») рассказать отцу о его тревожных результатах МРТ во время праздника кажется неуместным, но сценарий имеет тенденцию неуклюже передавать информацию способами, более подходящими для мыльной оперы. Лучше всего передана глубокая любовь между Филиппом и Розой, втиснутая в первые минуты, чтобы максимально усилить предчувствие его неминуемой кончины.
Смерть ее мужа после более чем 50 лет брака ударила по Розе, как тонна кирпичей, к большому беспокойству ее детей, у которых есть свои проблемы. Стойкий Пьер должен быть сильным, но его брак с Циллой (Дебора Сайяг) такой же теплый как вчерашняя грудинка. Хореограф Сара (Ауре Атика) все еще поддерживает своего бывшего мужа Николаса (Мехди Неббу), а нервный и неэтичный попрошайка Леон (Дэмиен Шапель) живет с мамой, ожидая ответа, посадят ли его в тюрьму за продажу краденого. Сара пытается вывести мать из ее печального состояния, приводя ее на званый обед, что сначала кажется большой ошибкой, учитывая возраст всех остальных и непристойные разговоры за столом, но затем появляется Марселина (Мишель Моретти), почти сверстница Розы, с ее большим «косяком» и преувеличенным представлением о том, что «я – вечеринка», и открывает новоиспеченной вдове возможности, выходящие за рамки ее устоявшихся представлений.
Хотя жизнерадостность старой девы не в стиле Розы, она помогает ей осознать, что у нее есть не только прошлое, но и будущее. Флирт с гораздо более молодым владельцем ресторана Лораном (Паскаль Эльбе) заставляет ее чувствовать себя комфортно, повышает ее самооценку, с которой она не готова смириться. Рифы вдовства нелегко преодолеть, но Роза решительно смотрит в будущее. «Роза» — это не «Глория»: ей не хватает глубины оригинала Себастьяна Лелио, но, возможно, это несправедливое и нежелательное сравнение, вызванное исключительно общей темой пожилой женщины со взрослыми детьми, разбирающихся в своей одинокой жизни. Саада смешивает части сефардской жизни (главная героиня родом из Туниса) с кучей историй из жизни ашкеназов, что поднимает настроение и явно связано с воспитанием режиссера, хотя, учитывая отсутствие нюансов, это иногда кажется потворством еврейской аудитории, на которую, похоже, и рассчитан фильм.
Настоящая проблема заключается в том, как Саада и соавтор сценария Яэль Лангманн исследуют разные личности, пытаясь втиснуть недостатки и черты, которые поверхностно отражают каждого персонажа, не обеспечивая глубины: Пьер слишком угрюм, Леон совершенно лишен такта. Сара могла бы быть более интересной, но ей не хочется быть самостоятельной, а сама Роза передает смутное чувство утраты, смешанное с неуверенной надеждой на то, что у нее еще будут хорошие годы. В этом отношении Фабиан оказывает сценарию больше услуг, чем получает.
Визуальные эффекты оператора Мартина де Шабане направлены на то, чтобы отразить психологическое состояние персонажей, варьирующееся от кипучей энергии в начале сцены вечеринки до нестабильного, но определенного эмоционального состояния финала. Собственные музыкальные композиции Саабы отличаются живостью и приятной фамильярностью.