Укоренившийся антисемитизм среди имамов, служащих в мусульманских общинах США, должен быть оспорен, считает ученый
«Я был неправ», – заявил Мухаммед аль-Азди с обезоруживающей откровенностью. Адъюнкт – профессор теории коммуникации в Университете Бриджпорта в Коннектикуте, уроженец Ирака, Аль-Азди подробно рассказывал «The Algemeiner» о своем последнем исследовательском проекте: изучении содержания хутб, еженедельных проповедей, читаемых имамами в американских мечетях. Он подчеркнул, что некоторые из основных предположений, которые он сделал перед своим исследованием, оказались ошибочными. 20 июля Аль-Азди представил свои последние результаты на конференции по антисемитизму в Соединенных Штатах, организованной Институтом изучения современного антисемитизма (ISCA) при Университете Индианы в Блумингтоне.
«Какие бы обобщения ни делались об имамах в арабском мире, многие в США хотят верить, что ислам — это религия мира, и что имамы в Америке воплощают эту точку зрения в своих комментариях о евреях и Израиле», – заявил он аудитории, присутствовавшей на панели по антисионизму. Сам Аль-Азди придерживался этого мнения до недавнего времени, когда его исследование показало, что может быть и обратное. Он видел, что верующие, посещающие мечети США, регулярно сталкиваются с враждебными, антисемитскими заявлениями о евреях и еврейском государстве, с которыми можно столкнуться в некоторых мечетях на Ближнем Востоке. Аль-Азди не ожидал, что откроет для себя какую-либо особую теплоту по отношению к Израилю, но все же ожидал, что имамы будут тщательно различать евреев, сионизм и Израиль, так что критика политики еврейского государства будет отделена от грубого антисемитизма.
«Вот в чем я ошибался», – объяснил он во время обстоятельного разговора на прошлой неделе. «Они говорят о «евреях». И даже когда они говорят о сионизме или Израиле, они по-прежнему упоминают «евреев». Концепция «обрамления» является ключевой в теории Аль-Азди об антисемитизме как средстве коммуникации. «Другие исследователи антисемитизма проделали большую работу по описанию психологических и социологических аспектов, но меньше внимания уделялось коммуникационной стороне», – заметил он.
Метод Аль-Азди включает мониторинг того, как антисемитские «системы ориентиров» – например, утверждение, что евреи участвуют в различных глобальных заговорах – «будут перемещаться из одной социальной комнаты в другую, из одной идеологической области в другую, но они остаются теми же самыми». Исходный материал для исследования Аль-Азди был предоставлен Ближневосточным институтом исследований средств массовой информации (MEMRI), аналитическим центром в Вашингтоне, округ Колумбия, который ведет обширную базу данных о хутбах, читаемых в американских мечетях.
«До работы над этим исследованием я считал, что ислам в США отличается от ближневосточного, что отношения с евреями будут лучше, чем на Ближнем Востоке», – заявил он. «Это была моя гипотеза, поэтому я подумал, что более вероятно, что я найду имамов, говорящих о сионизме, а не о евреях». Хотя систематическое изучение хутб в мечетях США еще не проведено, работа Аль-Азди над проповедями основной группы из 13 имамов указывает на некоторые важные, хотя и обескураживающие выводы. Ключевым моментом является связь между природой антисемитизма среди исламистов и нацистским режимом в Германии.
Эти два мира, как указывает Аль-Азди, связали ряд теологов и политических лидеров, таких как Сайид Кутб, главный идеолог «Братьев – мусульман» в Египте в середине прошлого века; Хадж Амин аль-Хусейни, пронацистский муфтий Иерусалима, изгнанный британскими властями в 1937 году; и покойный вождь «Аль-Каиды» Усама бен Ладен, чьё письмо 2002 года американскому народу сообщало им, что их нельзя считать «невиновными во всех преступлениях, совершенных американцами и евреями против нас». «Здесь есть связь с основными антисемитскими традициями», – сказал Аль-Азди. «Нацистская пропаганда сформировала арабский антисемитизм, и в моем анализе данных вы можете увидеть взаимосвязь между нацистским и мусульманским антисемитизмом.
Хутбы посвящены евреям, но евреи представлены как «Der ewige Jude» – «Вечный жид» – немецкое название пропагандистского фильма 1940 года, поддержанного министром пропаганды Гитлера Йозефом Геббельсом, который имел целью раскрыть «всемирный еврейский заговор» против Германия. Диапазон антисемитских тем, выдвигаемых имамами, исследованный Аль-Азди, также соответствовал различным нацистским навязчивым идеям о евреях, от обладания необъяснимой экономической властью до развращения общества. Как злобно выразился Сайид Кутб, «от таких существ, которые убивают, истребляют и порочат пророков, можно ожидать только пролития человеческой крови и грязных деяний, которые будут способствовать их махинациям и злу».
Согласно Аль-Азди, для Кутба и других исламистских идеологов антисемитизм был «неотъемлемой частью исламского государства», как и в Германии при национал-социализме. Эта точка зрения подкрепляется антисемитскими цитатами из Корана, а также хадисами или высказываниями пророка Мухаммеда, описывающего евреев как потомков «обезьян и свиней» и призывающего казнить их в «Судный день», и называющего их «отбросами» – термином, который, по словам Аль-Азди, в мусульманском мире явно относится к человеческим экскрементам.
Аль-Азди утверждал, что антисемитские нападения, совершенные пропалестинскими демонстрантами на евреев по всей стране во время боевых действий между Израилем и ХАМАС в мае, были неизбежным следствием настроений, выраженных в хутбах, и исламистской идеологии в более широком смысле. «Ислам — это идентичность», – заявил он. «Когда мы думаем о религии, мы всегда обращаемся к священным текстам. Никто не отрицает значение литературы, но, как и другие религии и идеологии, ислам также передается другими способами: через семью, друзей, школу, мечеть и социальные сети».
Аль-Азди подчеркнул, что он немного поразмышлял и о том, как можно было бы вытеснить насильственные и предвзятые элементы, которые сформировали ислам в США. Он резко критиковал практику «импорта» имамов с Ближнего Востока для обслуживания мусульманских общин в Америке. «Почему мы импортируем имамов из Ирана, Египта и Сирии?» – спросил он, предложив Марокко и Тунис, а также поддерживаемую Саудовской Аравией Всемирную исламскую лигу (MWL) в качестве потенциальных источников для более просвещенных имамов, а также отечественную американскую программу по обучению мусульманских священнослужителей.
Более того, Аль-Азди утверждал, что мусульмане, как правило, менее критически относятся к своей вере, чем евреи или христиане. «Нам нужно нечто похожее на иудаизм и христианство: способность критически относиться к своей религии, к тому, что вам нравится и что не нравится», – заметил он. «Нам нужна новая тенденция, которая выявит хорошие аспекты ислама, такие как благотворительность и молитва, одновременно избавляясь от этого языка геноцида в отношении евреев. Вот почему роль имама как источника информации так важна».