Новое исследование обнаруживает суданские корни у арбуза, упомянутого в Библии
История происхождения арбуза стала еще интереснее, пишет «The Times of Israel».
От семян в гробнице Тутанхамона до эпизодического упоминания в Библии, археологи и историки собрали тысячи лет свидетельств того, что Египет был прародителем освежающих красных фруктов. Однако новое исследование опровергает эту теорию и предполагает, что летнее угощение больше связано с дикорастущим белым суданским сортом.
В новом исследовании под руководством Сюзанны Реннер, ботаника из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, которое было опубликовано в «Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America» (PNAS), группа ученых генетически секвенировала арбузы, которые сегодня встречаются чаще всего. (Citrullus lanatus) наряду с шестью дикими видами арбузов, включая суданскую кордофанскую дыню (C. lanatus subsp. Cordophanus).
«Используя комплексный подход, мы обнаружили, что суданская форма дыни с белесой нежной мякотью, известная как кордофанская дыня, является ближайшим родственником одомашненных арбузов и возможным прародителем», – пишут авторы. Авторы пишут, что эта белая дыня раньше отличалась от своего родственника, огурца. «Наши анализы показывают, что ранние фермеры уже выращивали арбузы, отличные от других одомашненных бахчевых культур, таких как огурец». Слово «арбуз» упоминается в Библии только один раз. В стихах 5-6 главы 211 книги «Бемидбар» освобожденные из Египта евреи, питавшиеся только маном, сетуют на разнообразие пищи, от которой они отказались, покидая Египет. «Мы помним рыбу, которую ели в Египте, огурцы и арбузы, лук-порей, лук и чеснок…» Согласно библейскому словарю Браун-Драйвер-Бриггс, корни семитского слова, обозначающего арбуз, «аватиах» на иврите/ «батих» на арабском языке могут происходить из древнеегипетского языка.
В Ханаане израильтяне не стали бы долго ждать, чтобы снова попробовать сладкую мякоть: есть археологические свидетельства останков арбузов в Тель-Араде и даже раньше, в Моаве бронзового века. Это эпизодическое появление в Библии соответствует археологическим свидетельствам, найденным в Египте, в том числе 3300-летним семенам арбуза, захороненным вместе с древнеегипетским царем Тутанхамоном, и новой интерпретации 4300-летней росписи гробницы в Египте, которая, по мнению Реннер, является самым ранним изображением арбуза, служившего десертом. «Это изображение было первоначально опубликовано еще в 1912 году, но раньше никто не интерпретировал его как арбуз», – заявила Реннер сайту «Live Science».
«Другое изображение показывает арбуз на подносе, рядом с другими сладкими фруктами, такими как виноград», – пояснила она. В то же время генетическое исследование Реннер, похоже, показало, что этот фрукт пришел из верховьев Нила в Судане. Она связывает эту потенциальную миграцию с более активной ролью в торговле, которую играли нубийские народы, чем первоначально предполагалось.
«Древние нубийцы, жившие в современном Судане, часто игнорируются в пользу египтян», – заявила Реннер «Live Science». «Это могли быть древние нубийцы, которые одомашнили его и торговали с древними египтянами, или это могли быть египтяне. Но мои исследования показывают, что именно где-то в этом регионе арбуз был впервые одомашнен, и древние египтяне ели его».
Сегодня белая, не слишком сладкая суданская дыня в основном используется в качестве корма для животных. Но откуда взялся красный цвет? Согласно исследованию, «генетический признак потери горечи присутствует в геноме кордофанской дыни, но красный цвет мякоти плодов закрепился только у одомашненного арбуза». По-видимому, наряду с растущим предпочтением сладости, первые фермеры выводили красные сорта.