Иранский ядерный объект, пораженный 23 июня, был в списке целей, который Израиль передал США в прошлом году
Иранский завод по производству центрифуг, ставший объектом атаки беспилотника 23 июня, был включен в список целей, который Израиль представил администрации Трампа в прошлом году, сообщает «The Times of Israel».
Израиль предложил нанести удар по компании «Iran Centrifuge Technology Company», или TESA, бывшему президенту США Дональду Трампу, тогдашнему госсекретарю Майку Помпео и директору ЦРУ Джиней Хаспел, сообщил «New York Times» источник в разведке. Источник сообщил, что Израиль также предложил нанести удар по иранскому объекту по обогащению урана в Натанзе и убить Мохсена Фахризаде, ученого, стоявшего у истоков военной ядерной программы страны. Фахризаде был убит в ноябре 2020 года в результате нападения, в котором Иран обвинил Израиль, а загадочный взрыв повредил большое количество центрифуг на заводе в Натанзе в апреле 2021 года.
Бывший глава израильского разведывательного агентства «Моссад» недавно указал в интервью, данном после того, как он покинул свой пост, что за этим инцидентом стоял Израиль. По сообщению «The Times», заводу TESA было поручено заменить поврежденные центрифуги в Натанзе, а также произвести более совершенные центрифуги, которые могут быстрее обогащать уран. Источник в разведке сообщил, что израильская кампания против ядерной программы Ирана была благословлена администрацией Трампа. В сообщении со ссылкой на анонимный иранский источник говорится, что при атаке на TESA был использован небольшой беспилотник с квадрокоптером. По данным иранского источника, знакомого с инцидентом, беспилотник, по-видимому, был запущен из Ирана и ему удалось поразить цель. Однако источник не знал, причинило ли это какой-либо ущерб.
После нападения 23 июня авиационное управление Ирана заявило, что новый закон потребует, чтобы все гражданские беспилотные летательные аппараты были зарегистрированы на правительственном сайте в течение шести месяцев. Затем беспилотникам будут выданы лицензии, говорится в заявлении.
Официальные иранские СМИ заявили, что целью удара, нанесенного 23 июня, был объект, принадлежащий Организации по атомной энергии Ирана в городе Карадж, к северо-западу от Тегерана, известный как Центр сельскохозяйственных и медицинских исследований. В неподтвержденных сообщениях иранских СМИ, связанных с оппозицией, говорится, что конкретной целью атаки был завод, производящий детали для иранских центрифуг. Иранские СМИ утверждали, что атака провалилась и «не привела к жертвам или ущербу и не смогла сорвать иранскую ядерную программу».
Согласно сообщениям без указания источников, опубликованным в ивритоязычных СМИ вечером 23 июня, в результате удара объекту был нанесен ущерб, несмотря на официальные заявления Ирана об обратном. Эти сообщения не могли быть подтверждены из независимых источников. Хотя Иран утверждает, что объект в Карадже используется в гражданских целях, он подвергался санкциям Организации Объединенных Наций, Европейского союза и США, по крайней мере, с 2007 года за участие в иранской ядерной программе и программе создания баллистических ракет. США сняли эти санкции в соответствии с соглашением 2015 года, но затем вновь наложили их в 2018 году, когда Трамп в одностороннем порядке вышел из него. Иран не назвал, кто, по его мнению, стоял за атакой, хотя ранее он обвинял Израиль в нанесении аналогичных ударов по его ядерным объектам.
В апреле на подземном ядерном объекте в Натанзе произошел загадочный взрыв, в результате которого были повреждены некоторые из его центрифуг. В июле прошлого года на заводе по сборке современных центрифуг в Натанзе произошли необъяснимые пожары, которые позже власти охарактеризовали как акты саботажа. Сейчас Иран восстанавливает этот объект, перенеся его в недра близлежащей горы. Иран также обвинил Израиль в убийстве Фахризаде в ноябре 2020 года.
В сенсационном интервью в начале этого месяца бывший глава разведывательного агентства «Моссад» практически подтвердил, что за взрывом в Натанзе и убийством Фахризаде стоял Израиль. В более общем плане Коэн заявил: «Мы очень четко говорим Ирану: мы не позволим вам получить ядерное оружие. Что вам непонятно?»
В августе 2019 года беспилотный летательный аппарат атаковал объект, управляемый поддерживаемой Ираном террористической группировкой «Хезболла» в столице Ливана Бейруте. Хотя никто не взял на себя ответственность за это, израильские официальные лица заявили, что здесь производятся жизненно важные детали для высокоточных ракет «Хезболлы». «Хезболла» обвинила в нападении Израиль. В статье «New York Times», опубликованной 23 июня говорится, что атака была совершена крошечными вооруженными беспилотниками, которые взлетели с побережья недалеко от Бейрута, и что операторы беспилотников были подобраны подводной лодкой.
Ранее на этой неделе иранская атомная электростанция в Бушере на юге страны была временно остановлена из-за «технической неисправности», сообщило иранское агентство по атомной энергии. В заявлении говорится, что она будет повторно подключена к сети, и вопрос будет решен «в течение нескольких дней», но не уточняется, когда точно. Нападение 23 июня произошло, когда США и Иран – через посредников – вели переговоры о взаимном возвращении к соглашению 2015 года о ядерной программе, официально известном как Совместный всеобъемлющий план действий. Когда Трамп вышел из соглашения в 2018 году, он ввел в действие режим жестких санкций, что побудило Иран также отказаться от соглашения годом позже, обогатив больше урана и достигнув более высокого уровня обогащения, чем было разрешено по соглашению, а также принял участие в других формах запрещенных исследований по ядерной тематике.
Обогащение Ираном урана является ключевым предметом обсуждения на переговорах в Вене по возобновлению сделки. Израиль решительно выступает против плана президента США Джо Байдена по повторному присоединению к СВПД, что, по его словам, он готов сделать, при условии, что Иран вернется к соблюдению соглашения. Стремясь усилить давление во время этих переговоров, Иран в апреле увеличил обогащение урана до 60%, приблизив его к порогу чистоты 90% для использования в военных целях и сократив потенциальное «время прорыва» для создания атомной бомбы – цель, которую Исламская Республика отрицает. Иран всегда отрицал, что стремится к созданию ядерного оружия, но, отказавшись от своих обязательств по соглашению, он начал обогащение урана до уровней, которые, по словам Международного агентства по атомной энергии, требуются только странам, стремящимся создать ядерное оружие.