Постановление ЕС о кошерном забое диктует раввинам, как им нужно исповедовать свою религию
Еврейские лидеры в Европе говорят, что Европейский Союз не только запрещает некоторые методы кошерного и халяльного убоя, но и указывает евреям и мусульманам, как им исповедовать свою религию, сообщает JTA.
Так считают многие, кто читал недавнее постановление суда высшей инстанции ЕС. Он поддерживает бельгийские запреты на производство кошерного и халяльного мяса, запретив практику забоя скота без предварительного оглушения. Еврейские и мусульманские общины отказываются от оглушения в соответствии со своими религиозными законами, которые требуют, чтобы животные были в сознании, когда их забивают на мясо. Суд и защитники прав животных говорят, что это жестоко. Но решение от 17 декабря Суда Европейского Союза идет дальше: примечательно, что документ из 11000 слов предполагает, что евреи и мусульмане должны и могут найти способ, позволяющий оглушать животных с помощью электричества.
Этот аспект постановления уже разжигает внутриобщинные дебаты в мусульманских и еврейских общинах на фоне обвинений в том, что суд подрывает разделение церкви и государства.
«Это удивительно», — заявил Шимон Коэн, директор кампании «Шхита Великобритании», лондонской организации, борющейся против попыток запретить шхиту, или кошерный убой. Светский суд не имеет «полномочий указывать людям, могут ли они исповедовать элементы своей веры. Я могу согласиться с некоторыми ограничениями, но не с таким приказом. А светский суд не имеет права указывать мне, как мне практиковать свою веру. Это грубое преувеличение».
Пинхас Гольдшмидт, президент Европейской конференции раввинов, заявил JTA, что для суда «абсурдно пытаться дать определение шхите». Гольдшмидт отверг интерпретацию судом электрического оглушения как совместимого с иудаизмом. По его словам, мясо животных, которые были оглушены любым способом, в том числе электричеством, до их убоя, не может считаться кошерным. Суд отклонил просьбу JTA о комментарии.
Запреты в Бельгии является частью борьбы по всей Европе между активистами организаций, занимающихся защитой животных, и представителями мусульманской и еврейской общин за халяльные и кошерные методы убоя. В последние годы к дискуссии присоединились антииммиграционные активисты и политики, явно стремясь минимизировать мусульманское (а в некоторых случаях и еврейское) присутствие в Европе.
Аналогичная борьба развернулась вокруг немедицинского обрезания мальчиков, или брит-милы, которое некоторые правозащитники называют жестоким.
Постановление о забое, отклоняющее петицию, поданную мусульманскими и еврейскими группами в Бельгии, предполагает, что, поскольку «электронаркоз» сам по себе не смертельный, религиозные лидеры должны иметь возможность адаптировать его в рамках своих религиозных ритуалов. Кроме того, в постановлении говорится, что, поскольку запрет ограничен некоторыми частями Бельгии, евреи и мусульмане могут по-прежнему получать кошерное и халяльное мясо из других частей, что смягчает посягательство на их свободу вероисповедания.
Коэн возражает против этих аргументов. Он утверждал, что спор о том, что заставляет животное меньше страдать – удар током или резкий и быстрый удар ножом, — далек от окончательного решения и подвержен религиозным интерпретациям, которые выходят за рамки компетенции суда. Что касается аргумента о поставках, он отметил, что в Европе уже сейчас существует дефицит кошерного мяса. Суд, похоже, полагался на авторитет ветеринара – мусульманина, дававшего показания перед бельгийским парламентским комитетом по окружающей среде.
Джамаль Захри, член правления организации, представляющей бельгийских мусульман, похоже, одобряет электрическое оглушение. «Мы не закрыты, и это не значит, что мы этого не хотим», — заявил Захри об электрическом оглушении. «Мы всего лишь стремимся к соблюдению двух мусульманских требований: чтобы животное было живым (когда его шея перерезана) и чтобы оно истекло кровью». Он добавил: «Это моя позиция как врача, представляющего руководство бельгийских мусульман». Позиция Захри была основана на некоторых фетвах (постановлениях по религиозным вопросам), разрешающих электронаркоз, если нет другого выбора.
По словам Гольдшмидта, в иудаизме таких постановлений нет. Захри также одобрил процедуру, при которой животное оглушают вскоре после того, как ему перерезают шею, что ограничивает судороги и, по мнению некоторых, страдания. Некоторые еврейские общины и раввины приняли этот метод, как и некоторые мусульманские. Но ни в одной из религий он не получил широкого признания. Тем не менее во время парламентских дебатов, на которых не присутствовало ни одного представителя еврейской общины, Захри сказал, что как оглушение после перерезания горла, так и электронаркоз являются приемлемыми компромиссами для бельгийских мусульман.
Его заявления вызвали бурю негодования в его общине. Организация, представляющая бельгийских мусульман, дезавуировала слова Захри, опубликовав заявление, в котором его позиция названа «просто его личным мнением» и отражением точки зрения меньшинства. По словам Коэна, помимо вторжения в сферу религиозных обычаев, до которых суду не должно было быть никакого дела, он еще и «смешал мусульманские и еврейские обычаи вместе». У двух религий есть разные методы ритуального убоя.
«Решение суда имеет такой же смысл, как перенос шабата на воскресенье, потому что христиан это устраивает», — заметил Коэн. По иронии судьбы решение суда цитируется еврейскими защитниками оглушения после перерезания горла. Они говорят, что этот метод удовлетворяет соображениям защиты животных и позволит модернизировать Галаху, еврейский закон, не жертвуя его основными ценностями.
«Оглушение после перерезания происходит после того, как будут выполнены все требования кошерной шхиты», — заявила одна из этих сторонниц, Лилианн Вана, доцент Брюссельского свободного университета, специализирующаяся на иудаике. «Это удовлетворяет все требования сторон. И это уже происходит».
По словам Коэна, во всем Европейском союзе кошерное мясо занимает незначительную долю рынка, составляя менее процента от 2,5 миллиона голов крупного рогатого скота, ежегодно забиваемого в Соединенном Королевстве. Согласно документу Европейского парламента, в 2012 году на гораздо более крупную халяльную мясную промышленность приходилось 6% всего рынка.
Как сообщил JTA предыдущий главный раввин Австрии Ари Фольгер, техника оглушения после перерезания горла когда-то применялась на некоторых тамошних скотобойнях, но теперь она больше не применяется. Сегодня в Австрии нет кошерного убоя крупного рогатого скота. В настоящее время в Европе существует множество законов о ритуальном забое. В Нидерландах такая схема допускает 40-секундную задержку между перерезанием шеи животного и подачей электрического заряда. Это был компромисс, который позволил возобновить ритуальный убой после того, как он был временно запрещен в 2011 году.
В 2011 году Нидерланды ненадолго присоединились к нескольким странам ЕС — Дании, Швеции, Финляндии, Эстонии и Словении, — в которых ритуальный убой является незаконным. Сенат Нидерландов отменил запрет в 2012 году, сославшись на свободу вероисповедания. Польша также запретила эту практику в 2013 году, но с тех пор сократила запреты, включив в него только мясо для экспорта.
Решение Суда ЕС, который находится в Люксембурге, «не способствует борьбе за то, чтобы шхита оставалась законной», — заметил Коэн, добавив, однако, что пока его организация не проигрывает борьбу. Кошерный убой крупного рогатого скота и овец производят шойхеты, или кошерные забойщики, на обычных бойнях. По словам Коэна, еврейские общины и организации в Европе не владеют бойнями для крупных животных и имеют лишь несколько птицефабрик. По словам Ваны, в постановлении освещаются вопросы о том, как ортодоксальный иудаизм может адаптироваться к новой реальности. «К сожалению, лидеры еврейских общин укрепились в своей оппозиции новшествам», даже когда Галаха позволяет изменения, заявила она газете «La Libre Belgique».
Раввин Менкахем Марголин, председатель Европейской еврейской ассоциации в Брюсселе, оспаривает это предположение. «На континенте, где охота — это бережно хранимые традиции и процветает торговля мехом, эти дебаты не касаются защиты животных», — сказал он. Аргументы о благополучии животных в случае со шхитой и дебаты о правах детей при дебатах об обрезании «скрывают более широкое идеологическое столкновение между светскими судьями и правительствами, которые рассматривают религию как нечто глупое, и людьми всех вероисповеданий, которые должны объединиться и настаивать на своих свободах», — заявил он JTA.
Несмотря на неоднократные заявления официальных лиц о том, что Европа не будет Европой без евреев, Марголин заметил, что практические последствия решения и бездействия лидеров ЕС по этому поводу ясно говорят евреям, что им нет места на континенте.