Главный раввин и глава ультраортодоксальной партии призвали правительство установить контроль над горой Мерон
Главный раввин и глава ультраортодоксальной партии «Объединенный иудаизм Торы» 2 мая призвали правительство установить контроль над местом паломничества на горе Мерон после кровавой катастрофы на прошлой неделе, в результате которой погибли 45 человек, сообщает «The Times of Israel».
После катастрофы во время празднования Лаг ба-Омер, а также при усилении общественного, политического и медийного внимания к цепи событий, которые привели к трагедии на могиле мудреца 2-го века раввина Шимона Бар Йохая, появилась фотография объекта, оказавшегося центром многолетней борьба между различными властями, религиозными течениями и группами интересов, лишившая его надлежащего единого государственного контроля, даже несмотря на то, что постоянно звучали предупреждения о потенциальной катастрофе, которая может там произойти.
После катастрофы несколько бывших начальников полиции охарактеризовали Мерон – второе по посещаемости еврейское священное место в Израиле после Стены Плача – как своего рода экстерриториальный объект. Он находился в ведении нескольких ультраортодоксальных организаций, в то время как Национальный центр защиты святых мест, входящий в состав Министерства по делам религий, очевидно, также нес определенную ответственность за него, как и местные власти и полиция. Но в конечном итоге ни один государственный орган не нес полной ответственности.
Главный ашкеназский раввин Давид Лау заявил 2 мая «Армейскому радио», что после трагедии на горе Мерон необходимо официально определить, кто руководит этим местом. «С этим местом нужно обращаться по-другому. То, что происходит в данный момент, не вызывает уважения ни к месту, ни к человеческой жизни. Государство обязано нести за это ответственность», — подчеркнул он. Главный раввин также предложил продлить праздник Лаг ба-Омер, чтобы избежать переполненности в будущем. «Может случиться так, что события нужно разнести на целую неделю», — заявил Лау телекомпании «Kan». Он предположил, что некоторые костры и молитвы могут быть проведены до Лаг ба-Омера, который приходится на определенную дату по еврейскому календарю, а во время праздника и после него будет проходить более шумное веселье.
Глава партии «Объединенный иудаизм Торы» Моше Гафни заявил «Kan», что место на горе Мерон «похоже на Восточную Азию. Это место не трогали с момента основания государства». Он добавил: «Невозможно, чтобы так много людей приходило в такое маленькое пространство, и не случилось бы катастрофы». Гафни рассказал, что он лично знает нескольких человек, которые потеряли членов семьи в ночь на 30 апреля «Это ужасно», — заявил он. «Государство Израиль никогда не знало ничего подобного. Каждый из них был целым миром».
После катастрофы участились призывы к созданию государственной следственной комиссии для расследования. Гафни заявил 2 мая, что он не выступает против и не поддерживает государственную комиссию по расследованию, но поднял вопрос о том, почему в прошлом не было предпринято ничего, чтобы сделать празднование более безопасным. «Прежде всего, необходимо принять решения, в которых правительство заявит, что оно намерено делать с этим местом, — заявил Гафни «Kan». – Почему оно ничего не сделало до сегодняшнего дня?»
Трагедия произошла рано утром 30 апреля, когда тысячи людей шли по узкой дорожке, с металлическим полом, которая, возможно, еще и была мокрой, в результате чего некоторые люди упали под ноги другим, когда они спешили к выходу, и вызвали смертельный сокрушительный эффект домино.
В интервью за два часа до катастрофы на горе Мерон глава Управления святых мест Министерства по делам религий высказал опасения по поводу скопления людей на этом месте и заявил, что в конечном итоге ответственность за это событие несет полиция — это утверждение оспорили сотрудники полиции. «Мы постоянно опасаемся за правильное функционирование всей системы», — заметил Йосси Швингер, глава Национального центра развития святых мест, журналисту. «Чтобы, не дай Б-г, ребенку какой-то матери не грозила опасность задохнуться из-за давки и тесноты». Когда журналист заметил, что полиция выглядела особенно напряженной из-за большого количества людей, Швингер отметил, что раньше его тоже толкали в толпе, и в какой-то момент «дети были почти раздавлены. Это было неприятное зрелище». Но он добавил: «Люди думают, что если такое случается, то (Центр) не справился должным образом». Но, по его словам, это не так. «Организатором мероприятия является полиция. Мы все составляем бюджет, все планируем, но здесь, на месте, с точки зрения безопасности за все отвечает полиция».
Министр внутренней безопасности Амир Охана, курирующий полицию, заявил в субботу вечером, что, хотя он несет полную ответственность за инцидент, «ответственность не означает вину». «Катастрофа, случившаяся в этом году, могла произойти в любой другой год», — подчеркнул Охана, отметив, что на самом деле количество собравшихся в этом году в святом месте, около 100000 человек, было намного меньше, чем в предыдущие годы. (Мероприятие было отменено в 2020 году из-за Covid-19, но в прошлом оно привлекало сотни тысяч участников.) По его словам, масштабы трагедии вышли «далеко за пределы полиции».
Командующий Северным округом полиции Шимон Лави заявил 30 апреля, что он несет «общую ответственность» за катастрофу в качестве командира местной полиции. Однако неназванный высокопоставленный сотрудник полиции заявил «Haaretz» 1 мая, что есть большая разница между принятием на себя ответственности и обвинением.