Новости

Документальный фильм «Натюрморт в Лодзи» раскрывает силу реликвий и воспоминаний

14 марта 2021, 16:00 Документальный фильм
Поделиться

Если картина стоит тысячи слов, она также стоит документального фильма, вдохновленного одним из них, пишет «Los Angeles Times».

Это будет трогательный и вызывающий воспоминания «Натюрморт в Лодзи» режиссера Славомира Грюнберга, сосредоточенный вокруг картины, которая 75 лет висит в одной квартире в польском городе Лодзь. Фильм также стал своего рода пробой пера для Лильки Эльбаум, которая видела картину каждый день в течение первых 19 лет ее жизни, с 1949 по 1968 год. Именно тогда она и ее семья жили в указанной квартире, просторном, желанном в то время месте с видом на оживленную улицу впереди и окнами на тихий двор.

В фильме Эльбаум, дочь выживших во время Холокоста, возвращается в Лодзь, когда-то второй по численности еврейского населения город Польши, чтобы снова посетить квартиру на улице Килинского, в которой она выросла, и разыскать картину, которую она никогда не забывала. Но ее поездка превращается в более глубокий взгляд на тяжелую историю Лодзи, в том числе на то, как нацистское вторжение 1939 года уничтожило еврейское население города и на то, как антисемитизм, который преобладал после Второй мировой войны, сформировал Лодзь и жизнь Эльбаум. (Она и ее семья были вынуждены покинуть Польшу – и картину – в 1968 году, когда правительство окрестило евреев «врагами государства». Эльбаумы поселились в Канаде, а Лилька позже переехала в США).

Но Эльбаум, которая писала сценарий в соавторстве с Грюнбергом, не единственная в фильме, у кого есть семейные истории, которых можно исследовать в Лодзи. Она приглашает двух соотечественников присоединиться к ней перед камерами: жителя Нью-Йорка Пола Целлера, мать которого чудом пережила депортацию в Лодзинское гетто, а затем в концлагерь Аушвиц; и израильского художника Рони Бен Ари, процветающий текстильный магазин предков которой когда-то располагался на первом этаже дома, в котором Эльбаум жила в детстве. Все трое возвращаются в различные места в Лодзи и его окрестностях, где они заново переживают и разгадывают тайны поучительных историй из жизни эпохи Холокоста через давние воспоминания своих предков.

Эльбаум проводит много времени в своей бывшей квартире, которая сейчас является одной из многих пустых квартир в заброшенном комплексе, построенном в 1893 году. Его былое величие еще можно представить, и он вызывает множество воспоминаний. Она также вспоминает свои поиски первоначальной владелицы натюрморта, еврейки-зубного врача, погибшей во время Холокоста, а также историю своих поисков нынешнего владельца портрета в пригороде Лодзи.

В другом ярком эпизоде ​​Эльбаум посещает ферму в польской деревне, где в 1942 году ее мать, которую собирались отправить в лагерь смерти Треблинка, случайно забрала и прятала от нацистов в течение двух с половиной лет польская семья Хоразкевичей. Эта замечательная история стала еще более яркой из-за теплого воссоединения Эльбаум с большой семьей Хоразкевичей на ферме и в Лодзи.

У Целлера есть несколько особенно ярких моментов, связанных со станцией ​​Радегаст, которая была местом прибытия евреев, депортированных в Лодзинское гетто, и местом отправления в лагеря смерти. Когда Целлер садится в один из сохранившихся на вокзале вагонов для перевозки скота, на которых его мать, возможно, ехала в Аушвиц, это пугает и волнует. Более того, Целлер, музыкальный виртуоз-самоучка, получил редкую возможность сыграть на пианино в роскошном дворце покойного еврейского текстильного магната и филантропа Исраэля Познански.

Бен Ари (ее семья уехала из Польши в Румынию в 1926 году, прежде чем поселиться в Израиле) наслаждается экскурсией по квартире на третьем этаже на улице Килинского, где когда-то жили ее отец и дед. Она также ставит менору, унаследованную от деда, на подоконник квартиры, где она когда-то стояла, напоминая нам, как это часто бывает в фильмах, о вечной ценности семейных реликвий и воспоминаний, передаваемых из поколения в поколение. Грюнберг эффектно объединяет архивные фотографии и кадры, рисунки и лирические, иллюстративные фрагменты анимации в этот краткий, но насыщенный документальный фильм, который завершается на прекрасной ноте, закольцовывающей путешествие Эльбаум.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции