Американский суд угрожает француженке многомиллионным штрафом за стремление вернуть украденную у ее семьи картину Писсарро
Американский суд угрожает француженке многомиллионным штрафом, если она продолжит судебную тяжбу за возвращение картины Писсарро, украденной нацистами у ее приемного отца, сообщает «Guardian».
Судебная тяжба за «La Bergère Rentrant des Moutons» («Пастушка собирающая овец»), завершенная Камилем Писсарро в 1886 году и оцениваемая примерно в 1,5 миллиона евро (1,3 миллиона фунтов стерлингов), ведется между 81-летней Леоной-Ноэль Мейер, бывшим президентом сети универмагов «Galeries Lafayette» и Художественным музеем Фреда Джонса-младшего при Университете Оклахомы. В настоящее время она висит в парижском Музее Орсе, но должна вернуться в Оклахому в конце этого года в соответствии с соглашением о совместном использовании работы, которое Мейер оспаривает.
Истцы требуют, чтобы Мейер была оштрафована на 3,5 миллиона долларов и ей грозят штрафы в размере до 100000 долларов в день за неуважение к суду, если она не остановит судебное разбирательство во Франции, в котором она добивается полного владения работой импрессиониста. Мейер говорит, что она ведет «поиски» от имени семьи, которую она потеряла во время Холокоста, и своих покойных приемных родителей. «Госпожа Мейер делает это не ради денег. Она делает это в память об отце, которому принадлежала картина. Она не хочет вешать ее в гостиной, она хочет отдать ее в Музей Орсе», – заявил «Guardian» ее адвокат Рон Соффер.
Суду предстоит решить, отменяет ли соглашение, подписанное Мейер в 2016 году с оклахломским музеем о передаче картины музею Орсе на три года, французский закон 1945 года, требующий реституции произведений, украденных нацистами, их законным владельцам. Мейер, занимающая девятое место в списке самых богатых женщин Франции, чье состояние оценивается в 600 миллионов евро, утверждает, что подписала его под принуждением. «Меня вызвали в 2 часа ночи, и мой американский адвокат оказал на меня сильное давление, чтобы я согласилась на эту сделку. У меня не было выбора», – заявила она «Le Monde». «Поскольку она столкнулась с перспективой навсегда потерять картину, у мадам Мейер не было другого выбора, кроме как подписать соглашение, предоставляющее Оклахоме половину прав собственности на картину, на которую, согласно французскому законодательству, Оклахома не имела прав», – добавил Соффер.
«La Bergère» был приобретен приемным отцом Мейер Раулем в 1930-х годах. Во время нацистской оккупации он и его жена Ивонн бежали из Парижа, поместив свою коллекцию произведений искусства, в которую также входили картины Пикассо, Ренуара и Боннара, в хранилище банка, где она была обнаружена немцами. Рауль Мейер обратился в суд в Базеле в 1953 году в неудачной попытке получить работу у швейцарского арт-дилера, после чего она прибыла в США. Соффер утверждает, что соглашение 2016 года не может иметь преимущественную силу над французским законом 1945 года, устанавливающим, что ни один владелец не может иметь преимущества против законного владельца работы, украденной нацистами. «Согласно этому закону американский музей считается недобросовестным владельцем», – добавил он.
Мейер потеряла мать, бабушку и старшего брата в Аушвице. В семилетнем возрасте ее удочерили Мейеры, забрав из парижского детского дома. В открытом письме к «Людям Оклахомы» в 2014 году она написала: «Пожалуйста, поймите, что мои поиски несут огромное эмоциональное бремя. Вся моя биологическая семья была убита в Аушвице в период между 1942 и 1944 годом: сначала моя мать в 1942 году, затем остальные члены моей семьи в 1944 году, а я каким-то чудом выжила в этой бойне. Я рассматриваю этот поиск как двойной долг, который нужно воздать: долг перед моей биологической семьей и долг перед моей приемной семьей. Не думайте ни на секунду, что все это легко».
Соффер говорит, что Мейер попыталась разрешить спор. «Она предложила выкупить картину обратно. Они отказались. Дело в том, что картина должна была быть возвращена мадам Мейер по французским законам. Она принадлежала ее отцу и должна быть возвращена ей как его наследнице», – заявил он. Оливье де Бек, юрист оклахомского музея, не согласен с этим. «Соглашение было подписано, одобрено французскими и американскими судьями, и мадам Мейер должна уважать его», – заявил он «Le Monde». «Там оговаривалось, что в случае возникновения споров дело должно быть передано американскому судье». Заседание в суде было отложено до 2 марта, и судьи приказали обеим сторонам принять участие в процедуре личного посредничества.
В 2018 году парижский суд постановил вернуть картину Писсарро, украденную у французской еврейской семьи во время немецкой оккупации. Американские владельцы картины Брюс и Робби Толлы заявили, что они добросовестно купили картину «La Cueillette des Pois» («Сбор гороха») в 1995 году и понятия не имели, что она была конфискована в 1943 году у коллекционера-еврея Симона Бауэра.