Новости

Решение Европейского суда открывает новые возможности для кошерной бойни на фоне старых страхов

31 января 2021, 15:00 ЕС
Поделиться

В маленькой комнате, уставленной религиозными текстами, раввин демонстрирует, как затачивают и проверяют ножи перед тем, как их использовать для перерезания горла цыплятам, гусям и другой домашней птице на кошерной бойне в Венгрии, пишет «The Times of Israel».

Шойхет, человек, обученный забою животных в соответствии с еврейской традицией, точит нож на все более тонких камнях, прежде чем провести лезвием по ногтю, чтобы почувствовать любые дефекты в стали, которые могут препятствовать гладкому, чистому разрезу и вызвать ненужную боль. «Одна из самых важных вещей в кошерности — это то, что животное не страдает», – заявил раввин Якоб Верхов, который курирует производство в «Quality Poultry», бойне, открытой 3,5 года назад, которая поставляет почти 40% кошерного мяса птицы в Европу и большую часть фуа-гра, продаваемого в Израиле. Методы, применяемые в учреждении в деревне Ченгеле, основаны на древних иудейских принципах гуманного обращения с живыми существами. Они также находятся в центре дебатов о том, как уравновесить права животных и религиозные права, поскольку некоторые части Европы ограничивают или фактически запрещают методы ритуального убоя скота, применяемые евреями и мусульманами.

Такие компании, как «Quality Poultry», нашли новые рынки для своей продукции после того, как в прошлом месяце высший суд Европейского союза поддержал закон бельгийского региона Фландрия, запрещающий забой животных без их предварительного оглушения. Но решение Европейского суда также вызвало опасения по поводу возможного запрета на ритуальный убой во всем ЕС и пробудило воспоминания о периодах, когда европейские евреи подвергались жестокому преследованию. «Это решение влияет не только на бельгийскую еврейскую общину, оно затрагивает всех нас», – заявил раввин Шломо Кёвес из Ассоциации венгерских еврейских общин, владеющей бойней в Ченгеле. «Если дело обстоит именно так в Бельгии, и суд дал ему моральное одобрение, это может запустить процесс в более широком масштабе. Если следовать этой логике, следующим шагом станет запрет на продажу такого мяса в этих странах».

ЕС требует предварительного оглушения животных с 1979 года, но позволяет государствам-членам делать исключения на основе религии. Большинство из них так и делают, но бельгийские регионы Фландрия и Валлония, Словения, Дания, Швеция, а также Швейцария, Исландия и Норвегия, не являющимся членами ЕС, отказались от подобных исключений, что означает, что кошерное и халяльное мясо должно импортироваться. Организации по защите прав животных говорят, что перерезание глотки скоту и домашней птице, когда они находятся в сознании, причиняет страдания, равносильные жестокому обращению с животными. Методы оглушения различаются, но чаще всего процедура проводится с помощью электрошока или при помощи пневматического пистолета с ударным стержнем.

«Обратимое оглушение — это минимум, который мы можем сделать для защиты животных», – заявила Райнеке Хамелеерс, генеральный директор Еврогруппы по защите животных, располагающейся в Брюсселе. «Они должны потерять сознание, прежде чем их убьют». Для религиозных евреев ситуация не так однозначна. По словам Кёвеса, еврейский закон запрещает травмы или повреждение тканей животных перед забоем, а современные методы оглушения могут привести к смерти или непоправимым травмам, которые сделают мясо и птицу некошерными. Хотя некоторые мусульманские религиозные авторитеты считают оглушение перед убоем допустимым, местные мусульманские организации утверждают, что требования об оглушении во Фландрии и Валлонии выросли из попыток исламофобских ультраправых Бельгии преследовать их общины.

Раввины Кёвес и Верхов заявили, что, по их мнению, кошерный метод убоя, известный как шхита, не менее гуманен, чем методы, используемые в обычном производстве мяса. В дополнение к интенсивному процессу заточки и осмотра ножей, шойхет обучается делать надрез одним плавным движением, в результате чего смерть наступает в течение нескольких секунд. «Что бы вы ни думали о том, что кошерный убой хуже для животных, чем обычный убой, вы ставите права животных выше прав человека», – заметил Кёвес. «Если люди собираются запретить наши права на кошерную пищу, это означает, что они ограничивают наши права человека. И это, особенно в таком месте, как Европа, вызывает у нас очень плохие воспоминания».

Законы об оглушении животных перед убоем появились в некоторых европейских странах еще в конце 19 века. Адольф Гитлер санкционировал эту практику в 1933 году, сразу после того, как стал канцлером Германии, что стало одним из первых законов, навязанных нацистами. Еврейские и мусульманские организации оспорили закон Фландрии в Конституционном суде Бельгии, который направил его в Европейский суд для принятия решения о его совместимости с законодательством ЕС. Генеральный адвокат Суда посоветовал суду отменить закон Фландрии, утверждая, что он нарушает права определенных конфессий на сохранение своих основных религиозных обрядов. Но суд не согласился, посчитав, что закон «позволяет установить справедливый баланс между важностью, придаваемой благополучию животных, и свободой верующих евреев и мусульман исповедовать свою религию». Министр защиты животных Брюссельского региона Бельгии, где оглушение не является обязательным, заявил, что это постановление вдохнет новую жизнь в дебаты об оглушении.

Брюссельское отделение «Нового фламандского альянса», правоцентристской партии, члены которой провели этот закон во Фландрии, заявило, что теперь внесет предложение о запрете убоя без оглушения в столичном регионе.

Правительство Венгрии помогло финансировать бойню в Ченгеле, а премьер-министр Виктор Орбан присоединился к еврейским организациям, осудив решение суда как посягательство на свободу вероисповедания. В январском письме Еврейскому агентству для Израиля, базирующемуся в США, Орбан написал, что его правительство «не пожалеет усилий, чтобы поднять свой голос против (решения) на всех возможных международных форумах». Кёвес и другие главные раввины Европы ищут способы обжаловать решение суда ЕС.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции