Обама: Сохраняя власть в качестве «защитника евреев», Нетаньяху оправдал почти все
В своих новых мемуарах бывший президент США Барак Обама приводит новые подробности своих, зачастую напряженных, отношений с премьер-министром Биньямином Нетаньяху и произраильским лобби AIPAC, критикуя их за работу по сплочению внутренней оппозиции его политике в отношении Израиля.
В «Земле обетованной», выходящей 17 ноября, Обама описывает Нетаньяху как «умного, хитрого, жесткого и одаренного коммуникатора», который использовал свои знания американской политики и средств массовой информации, чтобы противостоять политике администрации, с которой он не был согласен. Согласно выдержкам из книги, опубликованной «Jewish Insider», Обама пишет, что, «представление Нетаньяху о себе как о главном защитнике еврейского народа от бедствий позволило ему оправдать почти все, что могло бы помочь удержать его у власти». 44-й президент США вспоминает, как Рам Эммануэль, его первый глава администрации, когда он вступил в должность, сказал ему, что Вы не добьетесь прогресса в достижении мира, если американский президент и премьер-министр Израиля имеют разное политическое прошлое». Обама говорит, что начал понимать проницательность слов Эммануэля после того, как провел время с Нетаньяху и президентом Палестинской автономии Махмудом Аббасом.
Что касается AIPAC, произраильской лоббистской организации, Обама утверждает, что ее позиция сместилась вправо в соответствии с политическим сдвигом в Израиле, «даже когда Израиль предпринимал действия, противоречащие политике США». Он сетует на то, что политики, которые «слишком громко критиковали политику Израиля, рисковали быть заклейменными как «антиизраильские» (и, возможно, антисемитские) и столкнуться с хорошо финансируемым оппонентом на следующих выборах». Обама заявляет, что во время президентской гонки 2008 года он был объектом «кампании слухов», целью которой было изобразить его «недостаточно поддерживающим – или даже враждебным по отношению к Израилю». «В день выборов я бы получил более 70% голосов евреев, но что касается многих членов правления AIPAC, я оставался под подозрением, как человек, с двойной лояльностью; человек, чья поддержка Израиля, как красочно выразился один из друзей руководителя кампании Дэвида Аксельрода, «не ощущалась в его кишкес» – «кишках» на идише», – подчеркнул он.
Говоря о том, что республиканцев меньше беспокоит создание палестинского государства, Обама также утверждает, что многие члены Конгресса из числа демократов отказывались публично обсуждать этот вопрос из опасений, что они потеряют поддержку со стороны сторонников и доноров AIPAC. Обама также вспоминает о своем призыве к Израилю заморозить строительство поселений в рамках его усилий по содействию израильско-палестинским мирным переговорам. Переговоры на короткое время возобновились после 10-месячного замораживания, которое началось в 2010 году, но Аббас прервал их, а Нетаньяху не продлил мораторий. Бывший президент США говорит, что было «разумно» просить Израиль пойти на такой шаг, поскольку он был «более сильной стороной». Однако, «как и ожидалось», Нетаньяху отреагировал «резко отрицательно», и Обама пишет, что его администрация подверглась давлению со стороны американских союзников премьер-министра. «В Белом доме начали звонить телефоны, – говорит Обама, а журналисты и еврейские лидеры недоумевать, почему мы придираемся к Израилю». Он обвиняет Нетаньяху в «организованном» давлении на его администрацию, которое, по его словам, подчеркивает, что обычные политические разногласия с премьер-министром Израиля повлекли за собой внутриполитические издержки.
Он также вспоминает встречу с Нетаньяху во время конференции AIPAC в Вашингтоне в 2010 году. В сообщениях того времени говорилось, что Обама «пренебрег» Нетаньяху, оставив напряженные отношения между ними. Отвергая эту версию, Обама говорит, что встреча затянулась, и что он предложил Нетаньяху «приостановить» встречу, поскольку у него были другие ранее запланированные встречи. Он сказал, что Нетаньяху сказал ему, что он будет рад подождать, и что встреча завершилась радушно. Когда на следующий день Эммануэль сказал ему об этих сообщениях, «это был редкий случай, когда я превзошел Рама в проклятиях», имея в виду любовь главы его администрации к ругательствам.
Отрывки, относящиеся к Израилю, были опубликованы в книге после того, как другие новостные агентства опубликовали фрагменты, касающиеся преемника Обамы Дональда Трампа, которого он обвиняет в своих мемуарах в разжигании расовой «паники» ради политической выгоды. Он также пишет, что его избрание в Белый дом сыграло роль в приходе Трампа к власти, поскольку разожгло расовую рознь, и что разногласия в Америке «глубоки». По его словам, ухода Трампа будет недостаточно для преодоления этого разрыва.