Япония увеличивает инвестиции в Израиль
Reuters рассказывает об изменившихся тенденциях в отношениях между Израилем и Японией. Японские чиновники в интервью Тове Коэн утверждают, что они все чаще видят в еврейском государстве объект инвестиций. Связано это с падением цен на нефть и соответствующим снижением уровня влияния арабских стран на принятие решений в Японии.
В течение последних двух лет Япония и Израиль существенно укрепили свои экономические связи, подписав серию договоров, которые были подготовлены к визиту японской делегации во главе с премьер-министром Синдзо Абэ в Израиль в 2015 году и поездки в Японию премьера Нетаньяху в 2014-м.
“У Абэ сложилось хорошее впечатление, ему понравился менталитет Нетаньяху”, — сказал журналистке Есимицу Кобаяси, председатель Mitsubishi Chemical Holdings , возглавлявший делегацию Японской ассоциации корпоративных руководителей.
В течение многих лет экономические связи между странами были минимальными – Япония не хотела раздражать поставщиков нефти, многие из которых входят в Лигу арабских государств, стоящей с давних пор за экономическим бойкотом против Израиля.
“Геополитика на Ближнем Востоке меняется, и поскольку с падением цен на нефть его стратегическое значение уже не столь велико”, – говорит Кобаяси, – “Япония пересматривает свои приоритеты”.
Израильские достижения в области интернет-технологий, биотехнологий и автомобильных технологий – особенно привлекательны, сказал Кобаяси.
Это не значит, что Япония отказалась от арабского мира. Исаму Накашима , главный научный сотрудник японского Института Ближнего Востока, говорит, что потребность Японии в нефти будет всегда перекрывать все выгоды от сотрудничества с Израилем. Но прошлые опасения, что торговля с Израилем может раздражать арабские страны, существенно снизились.
Двусторонняя торговля в первые семь месяцев 2016 года выросла до $ 1,4 млрд с $ 1,1 млрд, что превратило Японию в четвертый по величине рынок в Азии для Израиля. Это стало частью сдвига – Азия догоняет США, превращаясь в крупнейшего торгового партнера Израиля после Европы .
Переломным моментом, после которого Израиль появился на бизнес-карте Японии, стало приобретение за $ 900 млн чат-приложения Viber японским гигантом электронной коммерции Rakuten в 2014 г. “Viber располагает большой базой пользователей в Азии и этим подошел Rakuten”, – объясняет Михаэль Шмилов, главный операционный директор компании Viber. “Есть сильные культурные различия, но в то же время, Rakuten – глобальная компания, в которой официальный язык английский, и мы работаем в тесном контакте, чтобы уменьшить влияние этих различий,” – сказал он. Самым большим препятствием, по его словам, остается отсутствие прямого авиационного сообщения, что Израиль пытается изменить.
За приобретением Viber последовало несколько других крупных сделок, в том числе покупка компанией Sony израильского изготовителя полупроводников Altair Semiconductor за $ 212 млн.
“В последние два года мы наблюдаем большой подъем активности японцев, к нам вошли многие крупные корпорации, создаются центры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, растут инвестиционные потоки”, – рассказывает Ави Хассон, главный ученый министерства экономики и промышленности Израиля. Семь японских компаний, среди которых Panasonic, NEC и Ricoh, присоединились к программе министерства по созданию двенадцати центров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на базе израильских компаний.
Гилад Маерович, директор японского бюро израильским юридической фирмы “Герцог Фокс и Нееман”, говорит, что несколько крупных японских компаний планируют создание научных центров в Израиле.
Для Израиля Япония представляет большой рынок и источник капитала в то время, когда растёт волна призывов некоторых групп в Европе и Соединенных Штатах к бойкоту Израиля из-за арабо-израильского конфликта.
AppsFlyer, израильская компания атрибуции и аналитики мобильной рекламы, открыла в прошлом году отделение в Токио, и обслуживает более 100 японских клиентов . “Люди, знающие толк в технологиях, испытывают настоящее уважение к израильским достижениям в этой области”, – утверждает Наоя Оцуба , менеджер AppsFlyer в Японии.
Сфера, в которой Япония является особенно привлекательным рынком, – оборона и кибер-безопасность , сектор, который сталкивается с ограничениями , когда речь идет о Китае. Медицина – еще одна ключевая область, поскольку многочисленные долгожители Японии нуждаются в доступном лечении. Фармацевтическая компания Teva создала совместное предприятие с Takeda Pharmaceutical Co для поставки своих дженериков на японский рынок.