Новости

Владелец корабля, привезшего селитру, взорвавшуюся в Бейруте, был связан с банком «Хезболлы»

24 августа 2020, 10:00 Ливан
Поделиться

Судно с огромным запасом аммиачной селитры, взорвавшейся в начале этого месяца в порту Бейрута, по сообщениям СМИ, принадлежало кипрскому бизнесмену, связанному с банком, используемым террористической группировкой «Хезболла», а не гражданину России.

Судно «Rhosus», плававшее под молдавским флагом, в сентябре 2013 года направилось из Грузии в Мозамбик с 2750 тоннами аммиачной селитры, химического вещества, обычно используемого в удобрениях и взрывчатых веществах. Судно, протекавшее и имевшее другие технические дефекты, пришвартовалось в Бейруте, чтобы забрать дополнительный груз, но так и не покинуло ливанскую столицу, поскольку местные власти сочли его непригодным для плавания, и оно не уплатило необходимых пошлин. Затем аммиачная селитра в течение многих лет хранилась в небезопасном хранилище в порту, несмотря на многочисленные призывы к властям вывезти опасное вещество из города.

По сообщениям в СМИ, появившимся после взрыва 4 августа, в результате которого погибли не менее 180 человек и тысячи были ранены, «Rhosus» принадлежал Игорю Гречушкину. Однако в статье, опубликованной 21 августа немецким еженедельником «Der Spiegel» и Проектом по освещению организованной преступности и коррупции (OCCRP), говорится, что судно фактически принадлежало Хараламбосу Маноли, а Гречушкин только зафрахтовал «Rhosus». Заявив, что он продал «Rhosus» Гречушкину, Маноли признался OCCRP, что российский бизнесмен пытался купить у него корабль, но отказался предоставить дополнительную информацию.

Согласно статье, Маноли в 2011 году занял 4 миллиона долларов у FBME, банка в Танзании, обвиняемого США в отмывании денег для «Хезболлы», и подставной компании, связанной с сирийским центром исследований химического оружия. Позже Танзания закрыла банк из-за обвинений США. Маноли, который предложил «Rhosus» в качестве залога, по сообщениям СМИ, в октябре 2014 года все еще был должен FBME 1,1 миллиона долларов. Хотя он отрицал какую-либо связь между его долгами и решением оставить судно в Бейруте, в статье цитируются слова следователя о том, что FBME был известен тем, что оказывал на заемщиков давление, чтобы те оказали услугу подозрительным клиентам, таким как «Хезболла».

В статье также отмечается, что покупатель аммиачной селитры из Мозамбика, компания «Fábrica de Explosivos de Moçambique», или FEM, не потребовала груз после его разгрузки в Бейруте. В ней говорится, что брокер по продаже аммиачной селитры попросил ливанские власти проверить ее количество и качество в 2015 году, но не предпринял никаких очевидных усилий для повторного приобретения химикатов. В статье также говорится, что большое количество аммиачной селитры, находившейся на борту «Rhosus», пропало со склада в ливанской столице, где оно хранилось до августовского взрыва. Статья ссылалась на инспекцию, проведенную ранее в этом году, которая показала, исчезновение части груза, отсутствие ворот у склада и большую дыры в стене, а также оценки сотрудников европейской разведки, исследовавших взрыв, о том, что он судя по его мощности, там было задействовано 700-1000 тонн.

Статья появилась через несколько дней после того, как 19 августа немецкая ежедневная газета «Diel Welt» сообщила, что Иран поставил «Хезболле» сотни тонн аммиачной селитры в 2013-2014 годах, примерно в то же время, когда Ливан конфисковал груз на борту «Rhosus». Ссылаясь на западные спецслужбы, газета сообщила, что действующие вне Ирана «Силы Кудса» поставили «Хезболле» около 670 тонн аммиачной селитры в середине и конце 2013 года, взяв за это примерно 72000 долларов. Лидер «Хезболлы» Хасан Насралла «категорически» отрицал, что его группировка хранила какое-либо оружие или взрывчатые вещества в порту Бейрута. «Хочу абсолютно, категорически исключить нахождение в порту чего-либо принадлежащего нам. Ни оружия, ни ракет, ни бомб, ни винтовок, ни даже пули или аммиачной селитры», – подчеркнул Насралла. «Ни тайника, ничего. Ни сейчас, ни когда-либо».

«Die Welt» признала, что нет никаких доказательств ответственности «Хезболлы» за доставку аммиачной селитры в порт. Но она предположила, что интерес террористической группировки к селитре мог способствовать тому, что власти не смогли вывезти ее из порта. «Хезболла» в прошлом была связана с инцидентами, где фигурировала аммиачная селитра, включая инциденты в Германии и Великобритании, о которых в то время широко сообщалось, когда, ее агенты были обнаружены со значительным количеством этого вещества. В 2015 году в Лондоне по сообщению «Моссада» британская разведка обнаружила четырех боевиков «Хезболлы» с тремя тоннами аммиачной селитры в мешках с мукой. Похожие действия привели к обнаружению в Германии боевиков «Хезболлы» с аммиачной селитрой в количестве достаточном, чтобы «взорвать город».

В репортаже «Channel 13» ранее в этом месяце утверждалось, что «Хезболла» планировала использовать запасы аммиачной селитры, которые вызвали взрыв в порту Бейрута, против Израиля в «Третьей ливанской войне», которая может разразиться в будущем. Но в сообщении не было ссылок на источники.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции