Новости

В Беларуси, «последней диктатуре Европы», евреи боятся силовиков, но не антисемитизма

19 августа 2020, 13:00 Беларусь
Поделиться

Во время столкновений между спецслужбами  и протестующими в белорусской столице Минске на прошлой неделе сотрудники ОМОНа схватили Александра Фрумана прямо на улице и отправили в отделение милиции, где, по его словам, его избивали резиновой дубинкой и осыпали антисемитскими оскорблениями.

Фруман приехал в свою родную Беларусь, чтобы пообщаться со своей большой семьей, но в настоящее время проживает в центральном израильском городе Модиин. Он сказал, что под угрозой насилия полиция заставляла его петь патриотические песни, провозглашающие президента страны Александра Лукашенко «лучшим президентом в мире». Узнав, что он израильтянин (у него нет белорусского гражданства), офицеры сказали ему, что «мне пора сделать еще одно обрезание», – сказал Фруман в телефонном разговоре с «The Times of Israel».

Опыт Фрумана, безусловно, мучителен, однако он, похоже, является исключением в быстро обостряющемся конфликте, о котором местные евреи говорят, что они не испытали антисемитизма, несмотря на все более жесткие меры правительства. (По данным Министерства иностранных дел,  по крайней мере двое других израильтян были задержаны и впоследствии освобождены.) После спорных выборов 9 августа, на которых, по утверждению Лукашенко, он получил около 80% голосов, сотни тысяч граждан, возмущенные десятилетиями политических репрессий, экономической стагнацией и слабой реакцией на пандемию Covid-19, вышли на улицы Минска и других городов страны, чтобы потребовать его отставки. Известный как «последний диктатор Европы», Лукашенко находится у власти с 1994 года, побеждая на неоднократных выборах, которые западные правительства и правозащитные организации критикуют как явно сфальсифицированные.

В ответ на одну из самых страшных угроз своей власти за многие годы, Лукашенко направил свои службы безопасности на протестующих, задержал тысячи людей по всей стране и, как сообщается, призвал президента России Владимира Путина вмешаться, чтобы поддержать его режим. Есть как минимум два подтвержденных случая убийства протестующих в Минске и Гомеле, а правозащитники обвиняют полицию в пытках задержанных протестующих. По данным «Human Rights Watch», под стражу было взято не менее 7000 человек. Некоторые члены еврейской общины, насчитывающей 20000 человек, также оказались втянуты в эти зачистки.

На прошлой неделе Артур Райский и Альберт Кенгерли, оба бывшие лидеры местного реформистского сионистского молодежного движения «Нецер», были задержаны полицией в связи с обострением напряженности перед выборами. «Мы просто шли по улице в центре города, направляясь к «Макдональдсу», и внезапно к нам подошел омоновец и  отвел нас в полицейский автобус», – рассказал Райский «The Times of Israel» во время телефонного интервью из Минска. 25-летний Райский – сотрудник российского интернет-гиганта «Яндекс», в настоящее время проживает в Москве. Он был в Минске в гостях у семьи. Райский сказал, что он находился в заключении в течение трех дней, в течение которых он содержался в трех отдельных учреждениях, часто в переполненных и неудобных условиях. В отличие от Фрумана, он отрицал, что с ним обращались иначе, чем с другими задержанными, из-за того, что он был евреем.

По словам Ильи Безручко, представителя базирующейся в Вашингтоне Национальной коалиции в поддержку евразийского еврейства (NCSEJ) на Украине, Райский и Кенгерли, которые с тех пор были освобождены, были задержаны властями  в рамках предвыборной зачистки, чтобы убрать с улиц людей, которые выглядели вероятными протестующими. «Я не думаю, что они делают различие между людьми», – сказал Безручко. «Для них не важно, белорус вы или еврей». Хотя Райский сказал, что он поддерживает протесты и что ряд его друзей-евреев вышли на улицы, местные общинные организации постарались подчеркнуть, что, что бы ни делали отдельные люди, евреи страны в целом не занимают какой-либо одной политической позиции.

Репрессивный, но не антисемитский

В серии интервью  лидеры белорусских евреев категорически отрицали рост антисемитизма во время выборов и протестов. «Наша еврейская община не является политической организацией, поэтому мы не делаем никаких заявлений о политической ситуации», – заявила «The Times of Israel» Виктория Брумина, исполнительный директор Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин, одной из основных организаций, представляющих евреев страны. «Единственное, что я могу сказать, это то, что у нас нет информации об антисемитских заявлениях или ином антисемитизме во время этих выборов». «Люди из еврейской общины не становятся мишенью», – соглашается Марк Левин, исполнительный вице-председатель NCSEJ. И хотя Лукашенко на протяжении многих лет делал «некоторые возмутительные заявления» об общине, антисемитские инциденты случаются редко, сказал он, ссылаясь на заявление 2007 года, в котором президент обвинил местных евреев в превращении города Бобруйск в «свинарник», и комментарий 2015 года о неспособности одного  чиновника-еврея «взять всех евреев Беларуси под контроль».

Несмотря на многочисленные ошибки правительства, Беларусь в последние годы практически не видела той политики с этнической окраской, которая характерна для других стран Центральной и Восточной Европы. В ходе украинской революции 2014 года произошла серия жестоких нападений на членов местной еврейской общины, а во время последовавшей российско-украинской войны обе стороны использовали обвинения в антисемитизме в качестве оружия в рамках своих пропагандистских кампаний. В преддверии президентских выборов в Польше в этом году государственная телевизионная сеть, в которой доминирует правительство, предупредила, что в случае победы оппозиционного кандидата Рафала Тшасковского он предаст интересы Польши, заплатив деньги в рамах реституции имущества жертв Холокоста для удовлетворения требований евреев. В то же время, все более авторитарный премьер-министр Венгрии Виктор Орбан неоднократно обвинял в проблемах своей страны  финансиста-еврея Джорджа Сороса, вызывая резкую критику со стороны местной общины, а литовские евреи выражали озабоченность по поводу своей безопасности из-за националистической реакции на их оппозицию правительственной реабилитации коллаборационистов, участвовавших в Холокосте.

Аполитичные волонтеры

По словам раввина Райского, Гриши Абрамовича, который связан с Религиозным союзом прогрессивного иудаизма, по крайней мере, еще один член общины был арестован, в результате чего он закрыл свою синагогу в центре Минска вечером 14 августа, чтобы предотвратить случайное попадание прихожан в полицейскую облаву, когда они проходят мимо протестующих. В беседе с «The Times of Israel» Абрамович выразил двойственное отношение к протестам, подчеркнув ограничения, в которых местным религиозным лидерам приходится действовать при режиме Лукашенко. «Я как раввин, предлагаю людям не рисковать своей жизнью и не нарушать закон, но, с другой стороны, я не могу указывать им, что делать, куда идти или не идти», – сказал он.

Он добавил, что, хотя его община аполитична, некоторые из ее членов добровольно оказывали помощь задержанным и их семьям на чисто гуманитарной основе, и он лично возражает против применения насилия против демонстрантов. «Я не хочу политизировать синагогу. Когда меня спрашивают, на чьей я стороне, я не отвечаю. А если меня спрашивают, рад ли я помогать тем, кого избили или посадили в тюрьму, я отвечаю «Да», но это не имеет никакого отношения к политике, это связано с заботой друг о друге», – пояснил Абрамович, добавив, что его усилия не были официальным общинным проектом. «Мы спрашиваем людей, какая помощь требуется после их освобождения, нужна ли им поддержка, еда, вода, одежда или, возможно, финансовая поддержка на несколько дней», – заключил Абрамович.

Студентка-медик Ева Фрадкина – одна из молодых евреек, которая изо всех сил старалась помочь пострадавшим от насилия. В разговоре с «The Times of Israel» из своего родного города Витебска она рассказала, как приносила медикаменты на местную акцию протеста, чтобы помочь раненым. «Я пыталась остановить кровотечение и помогала людям с ранениями, но полиция пыталась помешать мне помогать людям», – вспоминает она. «Я убежала, потому что полицейские достали свои дубинки и велели мне идти домой и не вмешиваться. Я пыталась объяснить полицейским, что не хочу драться, хочу помочь, но они меня не поняли и стали угрожать».

Но, несмотря на растущее насилие против всех протестующих, похоже, мало кто опасается, что насилие может привести к тому, что сама еврейская община станет мишенью. «Насколько мне известно, никакого антисемитизма нет», – заявил «The Times of Israel» Шолом Малинкин, председатель Ассоциации еврейских общин Беларуси, связанной с Хабадом, подчеркнув, что демонстрации в Беларуси в корне отличались от тех, которые привели к свержению президента Украины шесть лет назад. «Мы не боимся этой ситуации», – говорит Малинкин.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции