Спустя 76 лет жертвы устроенного нацистами массового убийства в Италии идентифицированы с помощью ДНК-анализа
Когда Дэвиду Райхеру было три месяца, его отец ушел из дома и больше не вернулся. Теперь, по прошествии 76 лет, Райхер, гражданин Израиля, родившийся в Италии в 1943 году, наконец узнал о судьбе своего отца.
Мариан Райхер, польский еврей, была среди 335 мирных жителей, убитых в ходе массовых расстрелов в Ардеатинских пещерах 24 марта 1944 года. Неизбирательные массовые убийства, направленные против евреев и неевреев всех возрастов, всех профессий и социально-экономических групп, были совершены нацисты в отместку за устроенный накануне партизанами взрыв бомбы в полку СС, в результате которого погибли 33 полицейских из СС. Мариан был одним из восьми жертв, личность которых до недавнего времени так и не была установлена. Но в апреле этого года Райхеру позвонил Алессандро Велтри, армейский генерал, отвечающий за Генеральный комиссариат по поминовению павших, агентство, находящееся в непосредственном подчинении министра обороны.
Выяснилось, что ДНК Райхера соответствует одной из неопознанных жертв, захороненных в Ардеатинских пещерах, где людей расстреливали в упор, чтобы экономить боеприпасы. То, что Райхер наконец узнал, что случилось с его отцом, стало для него большим облегчением. «Это был очень счастливый день для меня», – сказал Райхер «The Times of Israel». «Мне жаль, что мои мать и сестра, которые умерли много лет назад, не смогли узнать о судьбе моего отца». Опознание было произведено благодаря отделу судебно-медицинской экспертизы военной полиции. В 2009 году подразделение собрало биологические данные останков неопознанных жертв, которые впоследствии можно было сравнить с образцами выживших членов семей.
«Для переживших Холокост очень важно знать, что случилось с их родственниками, – подчеркнул Райхер. «Может быть, некоторые из них еще живы, а каждый год в день смерти умершего родственника евреи зажигают свечу в их память». «Не зная даты смерти отца, я зажигал свечу в День памяти жертв Холокоста. Теперь я знаю точную дату, когда смогу почтить его память», – отметил Райхер.
Убийство по квоте
Нацисты сначала отобрали для убийства итальянских пленных, которых уже приговорили к казни. Когда этого оказалось недостаточно – они приняли решение о том, что за каждого убитого эсэсовца будет убито 10 человек в порядке возмездия – они расширили свои критерии, включив в них других лиц, приговоренных к длительным срокам или за серьезные преступления. Наконец, они заполнили квоту, добавив евреев, находящихся под стражей у нацистов, которые ожидали депортации из Италии через концлагерь Фоссоли недалеко от Модены. Всего было убито 76 евреев; это было крупнейшее убийство евреев в Италии во время Холокоста.
После войны Ардеатинские пещеры – группа неиспользуемых древних каменоломен, расположенных недалеко от Виа Ардеатина, – были преобразованы в место памяти и национальный мемориал. Семья Райхера приложила немало усилий, чтобы выяснить, что случилось с Марианом. Двоюродный брат его жены прошел курс генеалогии и искал в Интернете, а также в архивах итальянского Красного Креста и Международной службы розыска в Бад-Арользене, Германия. Другие документы семья получила из Яд Вашем, национального мемориала и музея Холокоста в Израиле. «20 января 1944 года моего отца депортировали в лагерь недалеко от Бассано-дель-Граппа на севере Италии», – говорит Райхер. «В другом документе, датируемом ноябрем 1944 года, упоминается лагерь Санта-Кроче. Мое имя фигурирует в этом списке рядом с именами моей матери и моей сестры Розетты, но никакого упоминания о моем отце нет».
Райхер считал, что его отец был убит во время массового убийства в Ардеатинских пещерах, но он не был уверен в этом. ДНК-тест подтвердил его подозрения.
Мариан Райхер родился в 1901 году в городе Коломыя, который тогда относился к Польше, но сейчас находится на территории современной Украины. Он стал дантистом и женился на Этель Лакс. Во время Второй мировой войны они сбежали в Италию. «Мои родители приехали в лагерь «Энег» недалеко от Виченцы 25 ноября 1941 года, – сказал Райхер. «Моя сестра родилась 8 января 1942 года в Бассано-дель-Граппа. Моя мать была очень молода, когда она стала вдовой с двумя детьми. Это была травма, она никогда не хотела говорить об этом». В 1945 году выжившие члены семьи переехали в Израиль и поселилась в Тель-Авиве. Райхер женился, у него родилось трое детей, сейчас у него восемь внуков и трое правнуков.
Расследование с использованием высоких технологий позволило подтвердить имена еще двух жертв. Райхер недавно связался с мавзолеем Ардеатинских пещер и поговорил с полковником Роберто Эспозито, офицером Генерального комиссариата по поминовению павших. «По некоторым документам Мариан Райхер находилась в Риме во время резни. Мы попросили Дэвида прислать нам мазок с его ДНК, чтобы сравнить его с ДНК жертвы, и таким образом мы пришли к идентификации», – рассказал Эспозито «The Times of Israel». Недавно наука и техника помогли идентифицировать еще одну жертву массового убийства в Ардеатинских пещерах.
Хайнц-Эрих Тукманн был евреем из Магдебурга, Германия, который переехал в 1930 году в Югославию. И в этом случае решающую роль сыграла ДНК. Племянник Тукманна, Джереми Тукман, который в настоящее время живет в Англии, предоставил биологический образец для сравнения. В конце 1940-х годов отец Тукмана Фредерик узнал, что его брат был убит в Ардеатинских пещерах, но тест ДНК, который мог подтвердить эту информацию, еще не был изобретен. Недавно итальянский исследователь Микела Мекоччи проследила путь Тукмана, который был в списке жертв, которые еще не были официально идентифицированы, до его живых родственников, когда она снимала документальный фильм о массовом убийстве.
Мекоччи предоставила Генеральному комиссариату результаты своего исследования и свела чиновников с Тукманом. «Я не был уверен, что мой дядя был одной из жертв убийства», – заявил Тукман «The Times of Israel». «Я был очень рад получить эту новость, которая представляет собой подтверждение того, что мой отец искал всю свою жизнь. Идентификация посредством тестирования ДНК принесла нашей семье мир, счастье и облегчение от завершения поисков. Мой дядя посмертно обрел достоинство и признание». Когда ограничения, связанные с пандемией, позволят это, будет проведена публичная церемония, на которой будут присутствовать Райхер, Тукман, их родственники и министр обороны Италии Лоренцо Гуэрини.