Вид сбоку, со стороны улицы Лейтенанта Шмидта. Меня, помню, очень забавляло, что есть в Одессе такой адрес: Малая Арнаутская, угол Лейтенанта Шмидта, и там синагога. Интересно, имели ли в виду Ильф и Петров что‑то подобное? Тогда это провидение: Земская, потом Красноармейская улица лишь в 1946‑м получила имя названного отца Остапа, Шуры и Михаила Самуэльевича.
В детстве это было любимое мое здание на родной улице — Малой Арнаутской, тогда Воровского. У нас дома его называли «Хекерш шул» — Синагога рубщиков мяса. Конечно, давно уже там не было никакой синагоги. Но оно покоряло своей строгой величественной красотой.
А потом его вернули еврейской общине, и там поселился центр «Мигдаль» — вдохновенные, талантливые люди, сумевшие за эти годы тысячи людей увлечь своими образовательными программами.
В какой‑то момент фасад бывшей синагоги стало невозможно сфотографировать: прямо перед ним во дворе построили странное сооружение, с видом которого примиряло лишь то, что вскоре там появился прекрасный кошерный ресторан.
Потом ресторан переехал, и в халабуде этой расположился стриптиз‑клуб: надо понимать, «из уважения» к памятнику архитектуры и сотням детей, посещающих «Мигдаль». Старинный забор и калитку снесли, чтобы не мозолили глаза посетителям…
Теперь же на месте этой халабуды — перед нечеловеческой этой мавританской красотой — планируется построить шестиэтажный жилой дом. В паре метров от древнего здания из ракушняка!.. Убьют дом — и рука не дрогнет.
Из местной газеты: «Только в мае в Одессе произошло обрушение трех жилых многоквартирных домов. В апреле рухнул дом — памятник архитектуры на пересечении улицы Канатной и переулка Нахимова».
И при этом никто не отменяет возведение шестиэтажного дома во дворе исторической синагоги на Малой Арнаутской, 46! Интересно, синагога упадет до начала строительства, во время или по окончании?!
Так бывает, когда все это — чужое, когда не обмирал в детстве ежедневно, проходя мимо… Планомерно уничтожается славный город.