COVID‑19 побеждает последнего из партизан отряда «Мстители»
Существует печальная ирония в том, что уроженец Вильнюса Вениамин Левин — который еще подростком входил в группу партизан, оказавших сопротивление нацистам, жил в Виленских лесах, а затем был арестован НКВД и отправлен в сибирский ГУЛАГ за попытку нелегальной переправки евреев в Палестину, впоследствии бежал, присоединился к «Иргуну», был судовым инженером на борту «Альталены» и в самый последний момент спрыгнул с корабля, — должен был уступить COVID‑19. Это совершенно не вписывалось в историю его жизни.
Левин, который умер 13 апреля, дожил до преклонного возраста 93 лет. Но, учитывая, что он был таким крепким стариком, он мог бы прожить еще несколько лет, если бы не заразился вирусом. Считается, что он был последним из группы партизан‑евреев, которые называли себя «Мстителями». Когда немцы вторглись в Вильно в июле 1941 года и начали облаву на жителей еврейских домов, они… не нашли 14‑летнего Левина, его старшего брата Шмуэля, сестру Блюму и их родителей, которые были предупреждены и скрылись. Отец Левина, Хаим, был хорошо образованным, преуспевающим бизнесменом и большим поклонником немецкой культуры и поначалу не мог поверить, что немцы способны на приписываемые им злодеяния. Но как только он осознал горькую правду, он продал свой бизнес, чтобы иметь достаточно средств для покупки оружия и боеприпасов для оснащения своей семьи.
По его собственному признанию, Левин был трудным ребенком. К ужасу своих родителей, уже в восемь лет он курил сигареты и шлялся с уличными бандами. Эта бунтарская жилка сослужит ему хорошую службу, когда он станет подростком. Мотаясь с уличной ребятней, он изучил Вильно, как свои пять пальцев, а позже, присоединившись к партизанам, мог проводить диверсионные операции, калечить и убивать нацистов, чему способствовало его глубокое знание всех укромных уголков Вильно. Партизанский отряд, к которому он присоединился, назвал себя «Мстителями». Их командиром был один из самых известных еврейских партизан Вильно Абба Ковнер.
Нацисты быстро создали Вильнюсское гетто и во второй половине 1941 года, при содействии литовских коллаборационистов, убили 40 тыс. евреев. Большинство из них — в Понарском лесу, от которого после всех этих лет все еще веет смертью. Из 80 тыс. евреев Вильно выжили только 22 тыс., включая родителей и сестру Левина. Его брат, который состоял в другом партизанском отряде, был убит в бою. Родители Левина были убиты литовцами после войны, когда попытались вернуть себе свой дом. В начале 1942 года Ковнер, который был поэтом, опубликовал манифест в одном из двух Виленских гетто. В манифесте он призвал евреев признать, что нацисты хотят их уничтожить. Он сказал им, чтобы они не верили, будто их отправляют в трудовые лагеря, поскольку на самом деле их забирают в Понари. Ковнер призвал их к восстанию, чтобы сражаться с нацистами, а не быть ведомыми, как овцы, на бойню.
Koвнер пережил войну, как и его жена Витка Кемпнер, воевавшая в его отряде. После войны Ковнер возглавил организацию мстителей, задачей которой было убивать бывших нацистов и их пособников. Также он активно помогал организовывать нелегальную алию в британскую Подмандатную Палестину. Левин помогал ему в этой деятельности. Во время войны — при саботаже поездов, разрушении железных дорог, перерезании телеграфных проводов, взрывах мостов, а также убийствах нацистов — невысокий рост Левина, который, возможно, был отчасти недостатком, стал чрезвычайно выгодным. Он мог легко вести разведку и исчезать, и когда евреи доверяли ему свои ценности, чтобы продать или обменять на еду, никто и не подозревал, что он больше, чем просто оборванец.
В Израиле он встретил свою жену Сару, венгерскую еврейку, пережившую Холокост, которая активно помогала нелегальным репатриантам. После свадьбы пара переехала в Нью‑Йорк, где воспитала двух своих сыновей. Различные организации, занимающиеся фиксацией истории Холокоста, добивались встречи с Левиным и просили его еще раз рассказать свою историю. На одной из самых широко известных фотографий ковнеровских «Мстителей» Левин сидит на корточках перед своими товарищами. Хотя их акты сопротивления хорошо задокументированы, это не совсем то же самое, что встречаться лицом к лицу с одним из героев этой истории. Теперь их нет, но их истории стали наследием в главах продолжающейся летописи еврейского народа.