Послания Любавичского Ребе

Тецаве: высшая сущность

6 марта 2020
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.

Эта глава, единственная с того времени, когда рассказывается о рождении Моше, не упоминает его имени. Комментаторы видят причину этого в «дерзком» обращении Моше к Всевышнему, который решил наказать еврейский народ за грех поклонения золотому тельцу: «…простишь ли их? И если нет — то, прошу Тебя, сотри и меня из книги Твоей…» (Шмойс, 32:32). Слова праведника, даже чем-то обусловленные, исполняются, исполнились и слова Моше — его имя стерто из целой главы Торы.

Однако, даже не называя имени Моше в этой главе, Всевышний не раз обращается к нему, да и сама глава, названная «Тецаве», начинается с такого обращения: «И ты [Моше] прикажи…»

«Да не будет у тебя других богов…»

Каббала объясняет, что имя человека находится на гораздо более низкой ступени, чем его сущность. Имя — это только «ярлык» человека, необходимый для его контакта с окружающими. Сам человек не нуждается в имени. Младенец, появившийся на свет, уже человек, уже сущность, но имени еще не имеет. Он получит его лишь через несколько дней. До этого его называют просто «он», «ты». Каббала полагает, что это гораздо больше выражает «его» сущность.

Возникает вопрос: почему же именно та глава, в которой выполняется просьба Моше «сотри и меня из книги Твоей», подчеркивает сущность праведника, которая выше каких-либо названий?

Именно в этой просьбе выразилась подлинная сущность Моше. Тора была его жизнью, она и называется его именем (Учение Моисея). Но когда само существование еврейского народа оказалось под вопросом, Моше готов был вырвать себя из этого источника. Потому что Моше и народ Израиля — единое, неделимое целое; как выразился Раши, «Моше — он Израиль и Израиль — они Моше». И когда народ Израиля согрешил, Моше почувствовал, что падает сам, хотя был он в то время на горе и не имел возможности помешать грешникам. И говорил ему Б-г: «Иди вниз, ибо растлился твой народ…» (Шмойс, 32:7). Спустись со своей высоты, будь с ними.

Несомненно, величие Моше проявилось в той «дерзкой» просьбе, в готовности быть стертым из Торы ради народа Израиля, и величие это выше его имени.

(Опубликовано в № 82, февраль 1999)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Тецаве». Контрапункт лидерства

Священники играли важную роль в древнем Израиле. Они обеспечивали порядок и преемственность религиозной жизни, сохраняли ритуалы и нормы повседневной жизни, праздники и торжества. Они стремились к тому, чтобы Израиль оставался святым народом, в чьей жизни центральное место занимает Г‑сподь. Они сформировали истеблишмент, и, как всякий истеблишмент, они в лучшем случае были хранителями высоких ценностей нации, но в худшем — становились коррумпированными, используя свое положение для укрепления власти, и участвовали в политических интригах, ища личной выгоды. Такова участь любой элиты, особенно если причастность к ней достается по праву рождения.

Уроки Торы I. Тецаве

Глава «Тецаве» заканчивается указаниями, каким должен быть внутренний жертвенник, предназначенный для воскурения благовоний (Мидраш приписывает воскурениям ряд символических значений; в Теилим, Псалмах, они сравниваются с искренней молитвой: «Пусть моя молитва будет как воскурение пред Тобою»). Это жертвенник из чистого золота.