Захваченное нацистами, найденное в Израиле, «бессмертное пианино» должно принести 1 миллион долларов
Редкое пианино, которое может принести более миллиона долларов на аукционе в Израиле на следующей неделе, имеет такую же сложную историю, как резьба по дереву, украшающая его каркас.
221-летнее путешествие пианино из Сиены началось в Турине и включало в себя остановки в Париже, на поле битвы Второй Мировой войны в Северной Африке, в Нью-Йорке и в Тель-Авиве. Моше Порат, израильский настройщик пианино, который исследовал инструмент, сказал AFP, что светло-коричневый корпус пианино, украшенный резьбой с изображением бескрылых херувимов, животных и флоры, был «визуальным шедевром». «Скоро начнется следующая глава его истории с новым владельцем», – сказал Порат, имея в виду продажу, запланированную на 3 марта в аукционном доме «Виннер» в Иерусалиме.
По данным «Виннер», туринский клавесинист Себастьян Маркизио начал создавать инструмент в 1799 году. Маркизио умер, прежде чем завершить его, но его потомки закончили первоначальную сборку в 1825 году, подарив ее в качестве свадебного подарка внучке Маркизио Ребекке, которая жила в Сиене. Необычайно богато украшенный инструмент претерпел несколько модификаций, прежде чем появился на Всемирной выставке 1867 года в Париже, после чего он был подарен тогдашнему принцу Италии и будущему королю Умберто I. Точные обстоятельства, когда пианино попало в руки нацистов, не ясны. Но после битвы при Эль-Аламейне в 1942 году, когда англичане искали, что бросили побежденные немцы, «пианино было обнаружено в ящике с миноискателем», – сказал Порат. «Они были удивлены, увидев внутри пианино, похороненное в песке пустыни», – сказал он.
Британская армия не использовала пианино, покрывшееся слоем грязи. По словам Пората, оно оказалось в руках израильского торговца, который разместил его у мастерской по ремонту пианино в Тель-Авиве Авнера Карми, чья «жизнь изменилась», когда он обнаружил это сокровище. Карми снял слой грязи, отремонтировал механизм пианино и, в конце концов, доставил его в Соединенные Штаты, где он был выставлен в нью-йоркском зале «Стейнвей-Холл» и использовался для звукозаписи в 1950-х и 1960-х годах. Карми, который вместе со своей женой Ханной написал книгу о фортепиано под названием «Бессмертное пианино», продал его бизнесмену в 1996 году.
В интервью AFP в своем просторном особняке в фешенебельном прибрежном городке Кесария нынешний владелец, который попросил не называть его имени, сказал, что расставаться с пианино было нелегко. «Чем больше я узнавал о нем и его истории, тем больше привязывался к пианино», – сказал он. Но «всему свое время», сказал он. «Нужно знать, когда нужно «отпустить» и прекрасные вещи».